Общая часть предпринимательского права включает в себя. Предпринимательское право. Особенности налогообложения ИП

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Предпринимательское право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

5. Понятие и особенности предпринимательских правоотношений. Классификация и структура предпринимательских правоотношений

¡ Предпринимательские правоотношения – это общественные отношения, регулируемые нормами гражданского и иного законодательства, связанные с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности, отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности крупных и сложных предпринимательских структур, а также отношения по поводу государственного регулирования предпринимательской деятельности, заключающиеся в установлении определенных правил и требований для предпринимательства.


1. Специфику предпринимательских правоотношений составляют:

☝комплексный характер предпринимательского права как отрасли российского права;

☝сочетание в правовом регулировании предпринимательских правоотношений частноправовых и публично-правовых средств.

Для комплексных отраслей права характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей. Нормы предпринимательского права выступают одновременно и нормами основных отраслей права.

2. Предпринимательское право содержит в себе нормы различных отраслей российского права:

☝конституционного – данная отрасль права выступает базовой для предпринимательского права, так как содержит основополагающие принципы регулирования предпринимательских отношений;

☝гражданского – существенная часть предпринимательских правоотношений регулируется данной отраслью, которая включает в себя отношения пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также взаимоотношения между предпринимателями как товаропроизводителями, юридически равными субъектами товарно-денежных отношений;

☝административного – это отношения по поводу государственного регулирования предпринимательской деятельности, заключающегося в установлении определенных правил по осуществлению отдельных видов предпринимательской деятельности, запретов с установлением мер государственного принуждения за их несоблюдение;

☝иных отраслей (в том числе уголовного, корпоративного, природоресурсных отраслей и др.).

3. В целом предпринимательские отношения едины, несмотря на регулирование их нормами различных отраслей права. При вступлении в предпринимательские правоотношения частноправовые и публично-правовые средства неразрывно взаимодействуют. При этом публичноправовые средства, как правило, предшествуют применению частноправовых. Государство в лице его органов оказывает воздействие на договор в той или иной сфере предпринимательской деятельности, а также на отдельные его условия, в частности на условие о цене договора (например, цены на проектные и изыскательские работы для строительства на соответствующий период времени).

4. Выделяются следующие виды предпринимательских правоотношений:

абсолютные вещные, в которых субъект реализует право на имущество в соответствии с законом, определяющим меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению. Вещные отношения связаны с производством, обменом, распределением и производственным потреблением товаров. Объектом вещных предпринимательских правоотношений являются те вещи, которые участвует в различных воспроизводственных процессах. Абсолютное вещное право, не корреспондирующее ни с одним конкретным субъектом, – право собственности. Право собственности используется для осуществления хозяйствования на базе собственного имущества государством, муниципальным образованием, субъектами частной собственности;

абсолютно-относительные вещные – субъект такого правоотношения реализует свои возможности вне взаимодействия с другими субъектами предпринимательских отношений. Он владеет, пользуется и распоряжается имуществом абсолютно, не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества предприятиям;

абсолютные по ведению собственной хозяйственной деятельности – складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая выступает как объект правоотношения. Конструкция правовой связи такова, что у субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты предпринимательских правоотношений обязаны считаться с возможностью вести предпринимательскую деятельность данным субъектом и не препятствовать ее реализации, а в соответствующих случаях способствовать ей. Мера возможного поведения по осуществлению такой деятельностью очерчена различными законами. Если ее нормальное течение прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютные отношения превращаются в относительные;

неимущественные абсолютные хозяйственные – складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами предпринимательства в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование местонахождения товара, коммерческая тайна и др. Никто, кроме субъекта – носителя этих прав, без его разрешения не может воспользоваться этим правом;

относительные предпринимательские -возникают из договоров или из иных юридических законов, в силу которых возникают обязательственные правоотношения между конкретными лицами. В их основе лежат относительные права, т. е. принадлежащие одному лицу по отношению к другому лицу.

5. В структуре предпринимательских правоотношений выделяют следующие элементы: субъект, объект, содержание, т. е. права и обязанности участников правоотношений.

Представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения , урегулированнные нормами предпринимательского права.

Методы правового регулирования

Метод — это способ воздействия на общественные отношения.

В предпринимательском праве закреплены два возможных способа воздействия:

  • гражданско-правовой (основан на равенстве сторон, на экономических инструменатх регулирования)
  • административно-правовой (исходит из нервного положения сторон — из отношений власти и подчинения)
Используются следующие методы:
  • Метод автономных решений — метод согласования . При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовые отношения он делает это по согласованию с другими его участниками.
  • В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется метод обязательных предписаний . При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.
  • Метод рекомендаций . При его применении одна сторона правового отношения даёт рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.
  • Метод запретов . Используется, когда устанавливаются запреты на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами.

Основы предпринимательской деятельности

В любой экономической системе производство товаров и услуг осуществляется множеством предприятий. Однако только в рыночной экономике предприятие (фирма) выступает как самостоятельно независимо действующий субъект.

Предпринимательская деятельность может быть определена как деятельность особого рода по соединению и организации факторов производства (ресурсов) для производства материальных благ или услуг в целях реализации собственных интересов предпринимателя.

Предпринимательская деятельность — это инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение и осуществляемая от своего имени или от имени .

Из понятия "предпринимательская деятельность" вытекают следующие особенности:

  • самостоятельная деятельность дееспособных граждан;
  • инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей;
  • рисковой характер предпринимательства;
  • продолжительный процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли;
  • законная деятельность, осуществляемая как физическими, так и юридическими лицами, с целью производства товаров, их реализацией другим субъектам рынка, выполнения работ и оказания услуг.

Субъекты предпринимательской деятельности:

  • граждане РФ;
  • граждане иностранных государств;
  • объединение граждан (коллективные предприниматели). Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.

Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или . осуществляется гражданином — индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию.

Цели и интересы конкретного предпринимателя могут быть самыми разными:
  • самореализация,
  • получение высоких и постоянных доходов,
  • завоевание рынка,
  • выживание в долгосрочном периоде и т.д.

Однако в микроэкономике принято полагать основным мотивом предпринимательской деятельности получение максимальной прибыли (подобно тому, как при анализе потребительского поведения мы исходили из стремления последнего к максимизации удовлетворения (полезности) от потребления доступных ему благ).

Среди наиболее серьезных аргументов в пользу максимизации прибыли как основной цели бизнеса можно выделить следующие:
  • Прибыль является универсальным показателем результативности бизнеса и лишь очень немногие фирмы могут позволить себе роскошь предпринимать действия, ведущие к снижению прибыли. В большинстве случаев влияние других целей на поведение фирмы относительно невелико.
  • Жесткая конкурентная борьба, при которой выживают лишь наиболее эффективные предприятия, также заставляет фирмы стремиться к максимизации своих прибылей.
  • Допущение о максимизации прибыли позволяет успешно объяснять и прогнозировать поведение отдельных фирм, а также динамику используемых ими цен и объемов производства.

Выбор формы организации предпринимательской деятельности

Организационно-правовая форма

Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу от всех остальных.

По организационно правовой форме каждый класс юридических лиц подразделяется на группы.

Коммерческие организации могут создаваться исключительно в формах: , хозяйственных обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации могут создаваться в формах: потребительских кооперативов; общественных и религиозных объединений; учреждений, финансируемых собственником; благотворительных фондов и в других законодательно разрешенных формах.

Принципы предпринимательского права

Предпринимательская деятельность Российского государства осуществляется в соответствии с принципами закрепленными Конституцией РФ и статьей 1 Гражданского кодекса РФ.

Вместе с тем правовое регулирование предпринимательских отношений строится на основе других принципов, а именно:
  • свобода предпринимательской деятельности
  • юридическое равенство различных форм собственности
  • свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности
  • законность в предпрнимательской деятельности.
  • государственное регулирование пд.

Статья 1. ГК РФ Основные начала гражданского законодательства

  1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора , недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
  2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора .
    Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  3. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
    Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Предпринимательское право как учебная дисциплина

Изучение предпринимательского права как учебной дисциплины состоит в обучении основам правового механизма регулирования предпринимательской деятельности как комплекса имущественных отношений: ее субъектами, объектами, основаниям возникновения, осуществлению прав; договорным обязательствам в предпринимательской деятельности; защите прав и др., а также в выработке навыков применения законодательства при решении правовых вопросов, возникающих в деятельности предпринимателей.

Предпринимательское право как учебная дисциплина отражает основные аспекты правового регулирования как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей.

Понятие законодательства о предпринимательской деятельности

Законодательство о предпринимательской деятельности — это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы регулирования предпринимательской деятельности. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники предпринимательского права подразделяются на четыре большие группы: законы, акты федеральных органов государственного управления, акты государственных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов РФ.

Виды актов, содержащих нормы предпринимательского права

Закон — нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. По действующему законодательству различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в РФ.

Федеральный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.

Закон субъектов Российской Федерации — нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.

К актам федеральных органов государственного управления относятся указы президента и постановления правительства.

Акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами президента и постановлениями правительства Российской Федерации.

Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Большое значение имеют постановления Президиума (Пленума) и письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации, комментирующие и разъясняющие применение нормативных актов. Постановления и решения судебных органов получили название «судебная практика».

Нормативно-правовые акты более низкого уровня применяются при условии, что его нормы не противоречат актам более высокого уровня и последние не содержат в себе норм, регулирующих данные гражданско-правовые общественные отношения.

Обычаи делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области (предпринимательской деятельности) правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Не подлежат применению лишь такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для предпринимателей положениям законодательства или договору.

Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие, как, например, свобода торговли и др., а также международные договоры РФ, являющиеся составной частью правовой системы России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.

1. Основные понятия, предмет и методы правового регулирования предпринимательского права РФ

1. Отрасль российского предпринимательского права следует рассматривать как совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения, другие связанные с ними отношения и отношения по государственному регулированию рыночной экономики, возникающие по поводу обеспечения интересов государства и общества.

2. К предмету предпринимательского права относятся общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права, которые делятся на отношения горизонтальные (предприниматель – предприниматель) и вертикальные (предприниматель – орган управления). В предмет также входят некоммерческие отношения, связанные с предпринимательскими, но не сопровождаемые необходимостью получения прибыли, например отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием, отношения по государственному регулированию народного хозяйства и т. д.

3. Основным понятием предпринимательского права является понятие «хозяйствующий субъект», т. е. лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Это понятие шире, чем понятие «предприниматель», например, учебное заведение (некоммерческая организация), не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте, т. е. купить у общества с ограниченной ответственностью товары.

4. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на постоянное получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, обязательно зарегистрированными в установленном законом порядке. Решение заниматься предпринимательской деятельностью является свободным волеизъявлением.

5. Результаты деятельности, успешные или приводящие к негативным последствиям, зависят в основном от действий субъекта, умения реагировать на изменения складывающихся условий деятельности. Контроль предпринимательской деятельности осуществляется государственными органами путем предоставления субъекту права заниматься данной деятельностью и осуществлением проверок за соблюдением им положений, определенных законодательством. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта. Эти нормы содержатся в законах и других нормативных актах и образуют в целом отрасль права – предпринимательское право.

6. Существуют следующие виды хозяйственных норм – регулятивные и правоохранительные. Основная масса норм предпринимательского права носит регулятивный характер. К главным условиям развития предпринимательства относится многообразие форм собственности, право на занятие предпринимательской деятельностью и свобода труда.

7. Под методами правового регулирования понимается совокупность приемов и способов юридического воздействия на общественные отношения в целях достижения необходимого результата. Согласно традиционной в правовой литературе точке зрения каждой основной отрасли права соответствует только ей присущий метод (юридический режим) правового регулирования.

8. В предпринимательском праве (как и в любой другой отрасли права) используется не один, а несколько методов правового регулирования:

✓ метод обязательных предписаний;

✓ автономных решений;

✓ согласования (независимости воли сторон правоотношений);

9. С помощью метода обязательных предписаний императивными нормами права устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений, обязательность тех или иных действий либо их запрет. Он применяется, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне обязательные предписания. Данный метод характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности: определения структуры суммы издержек, включаемых в себестоимость продукции; обязанности государственной регистрации субъектов предпринимательства; норм антимонопольного, налогового законодательства и др. Через метод обязательных предписаний выражаются публичные интересы общества.

10. Метод автономных решений характерен для регулирования отношений, в которые вступают в процессе предпринимательской деятельности юридически равноправные, самостоятельные товаропроизводители. Данные отношения в подавляющем объеме регулируются нормами гражданского законодательства. Главным здесь является автономия воли субъекта предпринимательских правоотношений в совершении тех или иных юридически значимых действий. Нередко данный метод называют методом согласования, поскольку права и обязанности сторон правоотношения устанавливаются по взаимной договоренности (согласованию) между ними. Это характерно (за редкими исключениями) для договорных отношений между участниками предпринимательской деятельности.

11. Метод рекомендаций заключается в том, что одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных хозяйственных ситуациях, установление для сторон на основе рекомендаций их обязательных взаимных прав и обязанностей. Здесь необходимо отметить, что вариант поведения является наиболее оптимальным и выгодным для обеих сторон, поэтому и устанавливается в качестве рекомендации. Данному методу свойственна необязательность выполнения тех или иных действий в области предпринимательской деятельности.

2. Источники предпринимательского права РФ

¡ Источники предпринимательского права нормативно-правовые акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность.


1. Конституция РФ – основной источник предпринимательского права, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ), регулирует предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд граждан. ГК РФ раскрывает понятие предпринимательской деятельности, множество норм, регулирующих предпринимательство, организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности, правовой режим имущества предпринимателей, правила заключения договоров в обязательном порядке, определяет внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения.

Законы – нормативные акты, принимаемые представительным органом государственной власти РФ или ее субъектами.


Виды законов:

☝федеральный конституционный – нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием РФ с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено Конституцией РФ;

☝федеральный – нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить федеральным конституционным законам;

☝законы субъектов РФ – нормативные акты, принимаемые высшим представительным органом субъекта РФ.

3. Федеральные законы подразделяются:

☝на регулирующие общее состояние определенного вида рынка (например, Федеральные законы от 26 июня 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»);

☝устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке (например, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

4. Следующее место в иерархии источников предпринимательского права занимают акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты) – указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, а также акты федеральных органов исполнительной власти – нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами, и акты исполнительных органов субъектов РФ. Они применяются при условии, что их нормы не противоречат актам более высокого уровня.

5. Обычаи делового оборота – это сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области (в том числе в предпринимательской деятельности) правила поведения, не предусмотренные законодательством.

6. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. В Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации отдается приоритет международным договорам.

Андреев В.К., заведующий кафедрой гражданского права Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Сущность отрасли необходимо искать во внутреннем содержании правовой системы в Российской Федерации, и прежде всего в законодательстве. Именно последнее представляется как правовое явление в единстве всех его многообразных свойств и отношений. Состав отраслей российского права - это не объективная реальность познания ныне существующей правовой системы, а результат научных представлений, находящихся в русле теории права как общей, так и отраслевой традиций в науке. Не случайно теоретические изыскания по отбору критериев выделения самостоятельных отраслей права зашли в тупик, вернувшись к первоначальному исходному положению: отрасль права выделяется по предмету и методу регулирования.

Не преодолен еще и взгляд, что отрасль права и отрасль законодательства - это различные построения, не совпадающие между собой. После того как в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации был провозглашен тезис о необходимости сочетания частных и публичных элементов в гражданском праве, деление права на публичное и частное потеряло свою актуальность, метод правового регулирования не стал непременным элементом, присущим только определенным отраслям права.

Проходящие в течение последнего время законодательные процессы свидетельствуют о том, что грани между отраслями права, законодательства теряют определенность, которая была характерна ранее для действия тех или иных кодексов и других кодифицированных актов. Так, согласно ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия, термины гражданского, семейного права и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено НК РФ. Более категорично сказано в Жилищном кодексе Российской Федерации. В ст. 7 ЖК РФ установлено, что если жилищное отношение не урегулировано жилищным законодательством или соглашением сторон, то нормы гражданского и иного законодательства применяются лишь в случаях, когда они прямо регулируют жилищные отношения. В противном случае применяется не гражданское, а жилищное законодательство по аналогии. При таком законодательном подходе трудно удержаться на позиции, господствующей в настоящее время, что жилищное право - часть гражданского права. В то же время ст. 4 Семейного кодекса Российской Федерации дает полное основание рассматривать семейное право как подотрасль гражданского права, так как к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи применяется гражданское законодательство, так как это не противоречит существу семейных отношений.

Представляется, что учеными права недооцениваются роль и значение Конституции Российской Федерации в познании сущности и структуры российского права. Конституционные нормы, скорее, служат им для обоснования собственных взглядов, а не наоборот. Не учитывается и огромная объясняющая сила Конституции для понимания сущности и развития структуры российского законодательства как взаимоположения и связь составных частей правовой системы Российской Федерации. Безусловно, Конституция Российской Федерации, принятая в условиях жестокой борьбы за власть, недостаточно сбалансирована. В ней абсолютизированы права и свободы человека и гражданина, декларативно выражено качество Российской Федерации как социального государства, неоправданно много внимания уделено разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовало бы, на наш взгляд, положение п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации о том, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц", включить в главу 1 "Основы конституционного строя". При таком подходе в обществе не было бы такого имущественного и социального расслоения между бедными и богатыми.

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности, под которой понимается возможно широкий круг действий гражданина и объединения. Важно подчеркнуть, что Конституция признает и гарантирует права и свободы граждан и объединений, а не регулирует общественные отношения с их участием. Тем самым исходной является самостоятельная позиция гражданина и объединения для осуществления экономической деятельности. "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности" (ст. 34 Конституции). В упомянутой конституционной норме дается более широкое понятие своих способностей, чем в ст. 37 Конституции, где говорится о свободном распоряжении своими способностями к труду. Предпринимательская и иная экономическая деятельность предполагает использование не только своих способностей, но и имущества. Имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной и иной форме собственности, что означает возможность существования не только частного, но и государственного, муниципального предпринимательства. Главное, чтобы предпринимательская, равно как и иная экономическая, деятельность не была направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Сущностью предпринимательского права является совокупность норм права и других правил поведения, определяющих свободу деятельности граждан и их объединений по производству и реализации товаров, услуг и денежных средств, не допуская монополизации и недобросовестной конкуренции. Таким должно выглядеть содержание предмета предпринимательского права исходя из Конституции Российской Федерации, полагая, что единство всех его многообразных свойств и отношений должно получить выражение в определенной совокупности, массиве правовых норм. Следует отметить, что система норм предпринимательского права не должна только ориентироваться на п. "о" ст. 71 и пп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, а учитывать все многообразие предметов ведения и полномочий, указанных статей Конституции.

Представители науки гражданского права, несмотря на нормы Конституции Российской Федерации, принятых после ГК РФ кодексов и других федеральных законов, продолжают отстаивать ранее сложившиеся взгляды на предмет гражданского законодательства. "Основным предметом гражданского права, определяющим его природу, назначение и правовые особенности, являются имущественные отношения рынка, которые в законодательстве и литературе именуются также экономическими, предпринимательскими и хозяйственными" <1>. Это суждение не основано на нормах законодательства и не учитывает многообразия деятельности об экономической, предпринимательской и хозяйственной деятельности и складывающихся при этом отношениях. Такого понятия, как имущественные отношения рынка, нет в ГК, а сведение их к предпринимательским и иным экономическим отношениям является недопустимым упрощенчеством. Рынок, на конституционном языке, единое экономическое пространство, более широкое понятие, включающее в себя не только оборотоспособность объектов гражданских прав, но и условия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Предпринимательское и торговое (коммерческое) право - это не часть гражданского права, обособленная для более глубокого изучения вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью, а самостоятельная отрасль права, существование которой заложено в основах конституционного строя России (ст. 8, 34 Конституции Российской Федерации).

КонсультантПлюс: примечание.

<1> Гражданское право Российской Федерации: Учебник. Т. 1 / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2009. С. 2.

О.Н. Садиков выделяет крупные блоки близких по своему содержанию норм, которые регулируют обширные группы однородных и взаимосвязанных отношений, именуемых подотраслями. Такими подотраслями, по его мнению, следует считать жилищное, транспортное и страховое право, а также корпоративное право и оборот ценных бумаг <2>, хотя такие виды законодательства не упомянуты в ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации. Нами уже указывалось, что жилищное право после принятия соответствующего кодекса вряд ли может рассматриваться как часть гражданского права, о чем свидетельствует пп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации. Однако аргумент, используемый О.Н. Садиковым, может применяться для обоснования самостоятельности предпринимательского права. Действительно, ввиду обширности и юридической сложности массива норм предпринимательского законодательства необходима регламентация предпринимательской деятельности в рамках особого, отдельного от ГК, кодифицированного акта, структура которого будет предложена в дальнейшем изложении.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Гражданское право" (том 1) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006.

<2> Там же. С. 16.

Прежде всего необходимо оценить, насколько ГК РФ и предполагаемая его модернизация адекватно отражают сущность предпринимательского права, закрепленную в Конституции Российской Федерации, насколько они эффективно воздействуют на развитие экономической и социальной жизни граждан России. Действующий ГК РФ является модернизацией с учетом социально-экономических реалий ГК РСФСР 1922 г., 1964 г., Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Те же имущественные и связанные с ними личные неимущественные, а также иные личные неимущественные отношения стали предметом регулирования (защиты) ГК РФ. Формулировки о предмете регулирования получили более четкие очертания, были включены в ст. 2 ГК РФ положения и о методе регулирования. Однако как быть с предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью, о чем прямо говорится в Конституции Российской Федерации? Разработчики ГК РФ были вынуждены включить абзац 3 в п. 1 ст. 2 ГК РФ после того, как уже дали норму в абзаце втором об участниках отношений, регулируемых гражданским законодательством. Тем самым отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием не охватываются имущественными и личными неимущественными отношениями.

Под воздействием конституционных положений в ГК РФ была включена в качестве предмета регулирования предпринимательская деятельность, но она не получила сколько-нибудь самостоятельного регулирования, будучи заслоненной, а иногда просто подмененной категорией "имущественные отношения". Несмотря на семь уровней обобщения, в часть первую ГК РФ на февраль 2010 г. было внесено более 90 изменений. В один только раздел II "Право собственности и другие вещные права" за этот период было внесено 51 изменение, из них 34 изменения в главу 17 "Право собственности и другие вещные права на землю", которая, как известно, действует с 17 апреля 2001 г. Нестабильность гражданского законодательства объясняется, прежде всего, тем, что ГК РФ, благодаря усилиям его разработчиков, взял на себя непосильную ношу своего рода экономической конституции. Появление Налогового, Бюджетного, Земельного, Жилищного кодексов, Федеральных законов об акционерных обществах, рынке ценных бумаг, несостоятельности (банкротстве), защите конкуренции, приватизации государственного и муниципального имущества, развитии малого и среднего предпринимательства и многих других федеральных законов показало, что ГК РФ не может выполнять эту роль, ввиду того, что нормы о предпринимательской деятельности развиваются не по правилам, содержащимся в ГК РФ, нормы последнего изменяются после принятия соответствующих законов, связанных, например, с реструктуризацией электроэнергетики, железнодорожного транспорта.

В Концепции развития гражданского законодательства, к сожалению, отмечаются лишь два принципиальных изменения системного характера (п. 5 раздела "Введение"). В круг отношений, регулируемых гражданским законодательством и определяющих его предмет, следует включить корпоративные отношения. Этим, в известной мере условным (выделено мной. - В.А.), названием охватывается группа отношений по созданию юридических лиц корпоративного типа, участию в них и связанных с таким участием обязательствах. В Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 гг., утвержденном Указом Президента от 13 апреля 2010 г. N 460, Правительству РФ предложено разработать и осуществить мероприятия по обеспечению должной защиты обязательственных прав участников корпоративных отношений <3>. Безусловно, что это чрезвычайно важная группа интенсивно развивающихся отношений, но почему она должна включаться в предмет гражданского, а не предпринимательского права? Вторым принципиальным изменением системного характера должно стать создание в ГК РФ комплекса взаимосвязанных институтов вещного права, что повлечет перераспределение соответствующего нормативного материала между ГК и комплексными законами природоресурсного законодательства. Ознакомление с разделом IV "Законодательство о вещных правах" позволяет утверждать, что практически нового в разделе Концепции по сравнению с положениями римского гражданского права нет <4>. Таким образом, можно констатировать, что существенных изменений в ГК РФ, которые свидетельствовали бы о действительном развитии теории гражданского права, нет, это либо переложение на свой лад теории внутрихозяйственных отношений, разработанной школой хозяйственного права в 60 - 80-х годах прошлого века, либо реанимация старых взглядов на землю и природные ресурсы как обычный объект недвижимости. В Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы регулируются особо, в отличие от других объектов права собственности. Несмотря на то что земля и другие ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, они используются и охраняются как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В отличие от ст. 35 Конституции Российской Федерации, в ст. 36 указано, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Подобную норму о соблюдении прав и законных интересов других лиц участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством, необходимо внести в п. 2 ст. 1 ГК РФ, исключив слова "в своем интересе".

<3> СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1875.
<4> См.: Андреев В.К. Соответствует ли Концепция развития гражданского законодательства потребностям российского общества и государства // Хозяйство и право. 2010. N 4. С. 24 - 29.

Конституционно-правовое понятие "экономическая деятельность" является базовым для построения наиболее обширного массива норм права, регулирующих процесс воспроизводств материальных и духовных благ, включающий производство, распределение, обмен и потребление. Назвать этот массив правовых норм экономическим правом нельзя, поскольку тогда теряется определенность в структуре российского права. Ориентиром в построении отрасли права, регулирующей процессы хозяйственной жизни рыночной экономики, является предпринимательская деятельность граждан, а также иная не запрещенная законом экономическая деятельность. Предпринимательская деятельность - это ядро, движущая сила, вид экономической, хозяйственной деятельности по производству товаров, работ и услуг. В результате этой деятельности возникают, развиваются и прекращаются имущественные, личные неимущественные, управленческие, корпоративные, земельные и другие отношения, которые и получают правовое закрепление, становясь правовыми явлениями. Юрист-ученый изучает прежде всего существующие нормы права и другие общественные регуляторы, а потом уже научные взгляды по тем или иным проблемам. К сожалению, в России преобладает анализ взглядов и точек зрения, начиная от Д.И. Мейера, а не изучение соответствующего законодательства и судебной практики. В учебниках гражданского права чаще всего изложение материала начинается с права исконных римских граждан, а не с рассмотрения социально-экономических основ оборота имущества, собственности, управление ею. Право при таком подходе лишается своего источника, становится продуктом мысли ученых-правоведов, оторванным от правовых явлений, регистрирующих социально-экономические процессы. Экономико-правовой подход в изучении законодательства, в его совершенствовании все меньше используется в исследовании правовых явлений. Является заблуждением, что теория права может самостоятельно решить вопросы эффективности правовых норм.

Таким образом, можно утверждать, что исходя из норм Конституции Российской Федерации, и прежде всего из главы 1 "Основы конституционного строя", предпринимательское право является отраслью права (законодательства), регулирующей главную область экономической деятельности.

Следует признать, что разграничение понятий "отрасль права" и "отрасль законодательства" на нынешнем этапе развития российского права является тормозом для формирования новых массивов норм права, способствует закреплению так называемых основных, профильных отраслей права. Последние, для того чтобы остаться в таком качестве, усиливают абстрактность правового регулирования, создавая в пределах своей структуры все новые и новые уровни обобщения. Особенно ярко это проявляется в гражданском праве. Забыты ранее широко распространенные суждения о пандектной системе Гражданского кодекса. Общие положения наличествуют не только в разделе I, как в Общей части ГК РФ, но и во всех других разделах. Так, в Концепции предлагается "дополнить ст. 307 ГК положением о порядке применения общих положений об обязательствах к отдельным видам обязательств - договорным и внедоговорным" (п. 1.1 раздела V "Законодательство об обязательствах (общие положения)"). С одной стороны, дается общее определение обязательства, в котором объединяются разнородные относительные положения, а с другой стороны, предлагается их дифференцированность. Такой подход к правовому регулированию затрудняет правоприменение, поскольку нормы ГК РФ все дальше находятся от отношений, регулируемых им, создает условия различного толкования конкретных норм права, поскольку в случае неполноты регулирования всегда можно обратиться к первому, второму и т.д. уровню обобщения. Как было показано выше, нормы ГК РФ распространяются не только на частные отношения, но и на публичные, о чем свидетельствует п. 3 ст. 2 ГК РФ.

Развитие самого гражданского законодательства привело к тому, что им регулируются и властные отношения, и отношения, которые складываются внутри юридического лица, т.е. подтвердило правильность взглядов представителей хозяйственного (предпринимательского) права. Все сказанное позволяет предложить концепцию предпринимательского права (законодательства) в современный период.

Прежде всего, надо отдавать себе отчет в том, что ГК РФ занимает правовое поле, которое, исходя из норм Конституции Российской Федерации, является сферой деятельности предпринимательского права. Имущественно-стоимостные отношения, складывающиеся в результате предпринимательской деятельности и основанные на равенстве сторон, в настоящее время регулируются нормами ГК РФ без учета интересов общества и отдельных лиц. Направленность этих отношений на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг своей волей и в своем интересе нередко ведет к ущемлению прав и законных интересов других лиц. Предлагаемое в Концепции введение в гражданское законодательство принципа добросовестности в качестве одного из наиболее общих и важных принципов гражданского права не пресечет стремление предпринимателей максимально обогащаться любой ценой. Поэтому в предлагаемом законе об основах государственного регулирования предпринимательской деятельности следует предусмотреть среди основных начал законодательства о предпринимательстве принцип сочетания интересов предпринимателей с интересами общества и отдельных лиц.

В предполагаемом законе основное правовое регулирование требуется управленческо-предпринимательским отношениям, которые вовсе отсутствуют в ГК РФ. Предпринимательская деятельность - сложная саморегулируемая система, в которой ее субъекты не только непосредственно участвуют в предпринимательской деятельности, но и регулируют ее путем определения целей, задач и направлений деятельности, форм использования имущества и прибыли, правил производства, распределения, реализации и потребления товаров, работ и услуг. Координация и контроль со стороны органов государства и органов местного самоуправления выражаются в антимонопольном регулировании, лицензировании видов деятельности, программировании развития экономики, государственной регистрации юридических лиц и недвижимости, сделок с ней, техническом регулировании. Особые отношения складываются в самих хозяйствующих субъектах, подразделения которых выполняют различные функции производства товаров. Эти внутрифирменные отношения скрыты от глаз потребителя продукции, но они реально существуют и подвергаются правовому регулированию как на уровне системы, так и на локальном уровне.

Развитие гражданского и предпринимательского законодательства, БК РФ, НК РФ, ЗК РФ, ЖК РФ, ГрК РФ свидетельствует о том, что структура, а за ней и содержание ГК РФ, построенного по пандектной системе, разрушена. В самой Концепции ставится задача "дополнить ст. 307 ГК положением о порядке применения общих положений об обязательствах к отдельным видам обязательств - договорным и внедоговорным" (п. 1 раздела V "Законодательство об обязательствах (общие положения)"). Законодательная практика апреля - мая текущего года развивается вопреки утверждению Концепции, что сохранение основополагающей роли общих норм ГК о юридических лицах делает несообразным создание и функционирование отдельных законов общего характера, составляющих законодательный уровень регулирования "между" ГК и законами об отдельных видах юридических лиц (например, о регистрации юридических лиц, о некоммерческих организациях и т.п.) (п. 1 раздела III "Законодательство о юридических лицах" Концепции). В ранее упоминавшемся Законе от 8 мая 2010 г. о совершенствовании правового статуса учреждений Закон о некоммерческих организациях был дополнен нормами о трех видах учреждений, порядке изменения их типа. Однако еще ранее Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" были внесены существенные изменения в Закон о некоммерческих организациях. В итоге в нем дано понятие социально ориентированной некоммерческой организации и контроля за ее деятельностью. Такими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом о некоммерческих организациях формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных организаций, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31 Закона о некоммерческих организациях <5>. Этот Закон имеет ключевое значение для деления юридических на коммерческие и некоммерческие организации, поскольку он реализует норму ст. 7 Конституции Российской Федерации о том, что Российская Федерация - социальное государство.

<5> СЗ РФ. 2010. N 15. Ст. 1736.

Понятие "коммерческая организация", определенное ст. 50 ГК РФ, практически с момента появления Федерального закона от 14 июня 1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" стало заменяться малым предприятием, хозяйствующим субъектом, резидентом, финансовой организацией, хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки товаров и т.п. Подобные понятия, используемые в том или ином законе, представляют собой сочетание организационно-правовых форм коммерческих и некоммерческих организаций, а иногда индивидуальных предпринимателей. Все это ослабляет объясняющую силу понятия коммерческой организации и требует однозначного решения, в виде предлагаемого федерального закона о государственном регулировании предпринимательской деятельности.

В качестве концепции проекта закона для обсуждения на конференции можно было предложить следующее:

"Об основах государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Глава 1. Государственная политика в развитии предпринимательской деятельности.

  1. Понятие и состав предпринимательской деятельности.
  2. Сфера действия предпринимательского законодательства.
  3. Государственное регулирование и контроль.
  4. Государственно-частное партнерство.

Глава 2. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по руководству предпринимательской деятельностью

  1. Реструктуризация и приватизация экономики.
  2. Антимонопольное регулирование.
  3. Техническое регулирование.
  4. Инвестиционная инновационная деятельность.

Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности.

  1. Хозяйствующие субъекты.
  2. Финансово-инвестиционные и иные компании.
  3. Банкротство.

Глава 4. Специальные регионы предпринимательской деятельности.

  1. Особые экономические зоны.
  2. Малые и средние предприятия.
  3. Рынок ценных бумаг и производственных финансовых инструментов".

В настоящих условиях нет необходимости разрабатывать предлагаемый закон как абсолютно самостоятельный акт от ГК РФ. Он должен представлять собой специализированный закон, не только развивающий положения ГК, но и имеющий нормы, в полной мере характеризующие предпринимательские отношения как единство имущественно-стоимостных и управленческо-предпринимательских связей по производству, распределению, обращению и потреблению товаров, работ и услуг. Принятие подобного закона создаст условия для стабильности норм ГК РФ, позволит значительно сократить действие множества отраслевых законов. Так, принятие Федерального закона от 8 мая 2010 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" повлекло изменения и дополнения в двадцать девять федеральных законов, среди которых ГК РФ, БК РФ, НК РФ, ГрК РФ <6>. Данный пример законодательной деятельности со всей очевидностью свидетельствует о принижении роли кодексов и других кодифицированных актов в регулировании экономической деятельности, а также об отсутствии у парламента какого-либо перспективного плана законотворческой работы. Коммерческий кодекс Франции действовал с 1807 по 2000 г., притом он действовал наряду с французским Гражданским кодексом. Содержание таких книг ККФ, как о коммерции в целом, о коммерческих товариществах и объединениях экономического сотрудничества, о свободе цен и конкуренции, о коммерческих ценных бумагах и обеспечениях, о затруднениях предприятий (иначе банкротствах. - В.А.), о некоторых регламентированных профессиях, свидетельствует, что в ККФ кодифицированы многие, очень важные стороны правового регулирования предпринимательской деятельности, которые в России находятся в хаотичном состоянии. Тем не менее, по мнению ученых-цивилистов, такие акты, как законы о защите конкуренции, о несостоятельности (банкротстве), ст. 161 БК РФ и ряд других, основаны либо являются актами гражданского законодательства. Интересно отметить, что в титул 4 книги 3 ККФ включены основы уголовного законодательства. В России также обсуждаются вопросы о включении в УК РФ ответственность за фальсификацию Единого государственного реестра юридических лиц, подделку протокола общего собрания акционеров хозяйственного общества или решения совета директоров хозяйственного общества, за внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений <7>.

<6> Российская газета. 12 мая 2010 г.
<7> См.: Шмаль Т. Рейдер должен сидеть в тюрьме // Российская газета. 17 мая 2010 г.

Сказанное подтверждает необходимость подготовки кодификационного закона о государственном регулировании предпринимательской деятельности, который в систематизированном виде являлся бы актом, включающим в себя основные правила об организации и осуществлении экономической деятельности. Для его разработки следовало бы создать соответствующую концепцию, которая, не конкурируя с Концепцией развития гражданского законодательства, предусмотрела бы систематизацию законодательства о предпринимательской деятельности.

Предпринимательское право. Шпаргалки Антонов А. П.

6. Система предпринимательского права

Предпринимательское право регулирует разнообразные отношения по осуществлению предпринимательства и руководства им. В этих целях используется определенный блок нормативных правовых актов, норм и институтов предпринимательского права.

Систему предпринимательского права составляет логически последовательное и внутренне согласованное расположение предпринимательско-правовых норм и институтов. Она складывается объективно и базируется на специфических особенностях общественных отношений, входящих в предмет предпринимательского права.

Системное расположение норм предпринимательского права имеет практическое значение для правотворческих и правоприменительных органов. В случае принятия нового нормативного правового акта, регулирующего предпринимательскую деятельность, необходимо согласовать его содержание с уже существующими нормативными правовыми актами. Так как отыскать и применить к конкретному случаю соответствующую ему норму права легче, если эти нормы систематизированы.

Система предпринимательского права состоит из двух частей:

Особенная.

В общую часть включаются положения общие для всех разделов и институтов предпринимательского права. Она отражает однородность предмета отраслевого регулирования, служит объединяющим началом для всех отраслевых норм. Общая часть позволяет устранить разнобой в правовом регулировании схожих по своей природе общественных отношений и обеспечить необходимое единство правового регулирования в экономической сфере. Так, благодаря нормам общей части предпринимательского права осуществлено единообразное регулирование отношений по собственности и по созданию различных организационно-правовых форм предпринимательства.

Институты общей части можно подразделить на две группы:

Общие положения в собственном смысле;

Положения, относящиеся к правовому регулированию функциональных видов деятельности в экономике.

В особенную часть включаются правовые нормы и институты, касающиеся регулирования отдельных отраслей народного хозяйства и видов предпринимательской деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

Из книги Предпринимательское право. Шпаргалки автора Антонов А. П.

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

1. Предмет предпринимательского права Самостоятельность той или иной отрасли в системе права связывается с наличием предмета и метода правового регулирования, а также принципов правового регулирования.Предметом предпринимательского права являются общественные

Из книги автора

3. Наука предпринимательского права Предпринимательское (хозяйственное) право – юридическая дисциплина, предусмотренная для изучения типовым учебным планом Министерства общего и среднего образования РФ в юридических ВУЗах.Предпринимательское право читается на

Из книги автора

4. Принципы предпринимательского права Принципы права – это основные исходные положения отрасли права. Принципы права пронизывают все правовые нормы, являются стержнем всей системы права государства. Хозяйственно-правовые отношения регулируются как часть

Из книги автора

5. Система предпринимательского права Под системой предпринимательского права понимается логическое расположение норм и институтов предпринимательского права.Предпринимательское права РФ – это совокупность различных по своему характеру и направленности

Из книги автора

6. Источники предпринимательского права Под источниками права понимают формы выражения норм права. Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.Источниками

Из книги автора

1. Понятие и классификация субъектов предпринимательского права Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность? Гражданский кодекс Российской Федерации ст. 48–64, 66-115,? Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. «Об акционерных

Из книги автора

1. Предмет предпринимательского права Предпринимательское право, как и любая другая отрасль права, состоит из правовых норм. Для осуществления предпринимательства необходимо создать предпринимательскую структуру (хозяйственное товарищество, общество и т. п.), наделить

Из книги автора

3. Принципы предпринимательского права Принципы предпринимательского права обеспечивают целенаправленное регулирование предпринимательства на всех уровнях (в республиках, регионах, звеньях и подразделениях народного хозяйства).К основным принципам

Из книги автора

4. Субъекты предпринимательского права В соответствии с российским законодательством, предприниматель – это субъект, деятельность которого нацелена на получение прибыли и ведется им на условии собственной имущественной ответственности.Основные характеристики

Из книги автора

45. Основы предпринимательского права на железнодорожном транспорте В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия: железнодорожный транспорт – один из видов транспорта общего пользования – находится в ведении Российской Федерации.

Из книги автора

48. Основы предпринимательского права на автомобильном транспорте За последние 10 лет парк автомобилей в России вырос почти в 2,5 раза. Коммерческий автотранспорт и автомобили, используемые в домашних хозяйствах, становятся все более важным фактором социального и



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.