Исключительное авторское право действует. Ситуация: Исковая давность (ст.208 ГК РФ). Сколько составляет максимальный срок охраны исключительного права

Права авторов можно разделить на личные неимущественные, то есть не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности автора, и правомочия имущественного характера, которые включают правомочия по использованию произведения. Например, право на имя, право на неприкосновенность произведения имеют неимущественный характер. Такие неимущественные права автора, как право на имя, право авторства, принадлежат гражданину от рождения или в силу закона и являются неотчуждаемыми и непередаваемыми (ст. 150 ГК). Важнейшим из имущественных прав является право на вознаграждение.

Данные права в действующем авторском законодательстве и в доктрине авторского права традиционно именуются исключительными. Закон указывает, что только сам обладатель авторского права может решать все вопросы, связанные с осуществлением авторских правомочий, и прежде всего с использованием произведения. Действующее авторское законодательство хотя и содержит весьма полный перечень конкретных авторских прав, но не описывает эти права исчерпывающим образом.

Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Обычно оно характеризуется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая далее возможность требовать признания данного факта от других лиц. Выд еление права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и общественного признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов. Право авторства характеризуется следующими чертами:

  • o оно неотделимо от личности автора: принадлежит только создателю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться;
  • o оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия;
  • o оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите;
  • o наконец, следует указать на то, что право авторства имеет определяющее значение для других прав автора, так как остальные права производны от него.

В соответствии со ст. 479 ГК РСФСР 1964 г., Законом «Об авторском праве и смежных правах», Законом «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» автору принадлежит право на:

опубликование -- т.е. выпуск в свет произведения (фонограммы, если речь идет о смежных правах) с согласия автора (производи теля фонограммы) в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения (фонограммы);

воспроизведение, т.е. изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в т.ч. в форме звуко- и видеозаписи; изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях -- одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ;

выпуск в свет (опубликование) программы для ЭВМ или базы данных - это предоставление их экземпляра с согласия автора неопределенному кругу лиц (в т.ч. путем записи в память ЭВМ и выпуска печатного текста) при условии. Что количество таких экземпляров должно удовлетворять потребности этого круга лиц, принимая во внимание характер указанных произведений;

распространение. Речь идет о случаях, когда опубликованное или воспроизведенное произведение реализуется путем передачи другим лицам права собственности на его материальные носители (например, на книгу, на альбом нот). Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором оно выражено (книга, пленка и др.). Передача права собственности на материальный объект (например, по договору купли-продажи, мены) или права владения (например, при передаче во временное безвозмездное пользование нескольких экземпляров опубликованного произведения) не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте (за исключением реализации произведений изобразительного искусства).

Распространение программы для ЭВМ или базы данных - это предоставление доступа к воспроизведенной в любой материальной форме программе (базе данных), сетевыми и иными способами, а также путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы, включая импорт для таких целей. Авторское право на программу для ЭВМ и базу данных также не связано с правом собственности на их материальный носитель.

Указанные выше права могут осуществляться только дозволенными законом способами. Действующее законодательство Российской Федерации запрещает, например, незаконное распространение порнографических материалов или предметов (в т.ч. печатных изданий, видеофильмов и др., ст. 242 УК), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК).

В соответствии с правом на имя автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Выбирая один из этих особое обозначения своего авторства, автор реализует право на имя. Оно включает собственно имя, фамилию автора, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая того или иного народа, населяющего нашу страну (если автор - представитель этого народа, этой народности, п. 1 ст. 19 ГК) .Он имеет право требовать указания своего имени каждый раз при издании, публичном исполнении, передаче произведения в эфир, цитировании и ином использовании произведения. Наконец, право на имя включает возможность требовать, чтобы имя автора (псевдоним) не искажалось при его упоминании лицами, использующими произведение.

Публикация произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать его права, обеспечивать их осуществление. Данное правило действует до тех пор, пока автор не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

  • o произведение воспроизводится в личных целях, цитируется (в оригинале и переводе) в научных, исследовательских, полемических, информационных, критических целях из правомерно опубликованного;
  • o в газетах (передачах в эфир, сообщениях по кабелю) воспроизводятся публично произнесенные политические речи, доказательства и т.п.;
  • o произведение используется путем репродуцирования;
  • o используются произведения, постоянно расположенные в местах, открытых для всеобщего посещения.

Нужно также иметь в виду, что если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи (но не других сделок), то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Право распространять экземпляры произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

Из всего комплекса прав автора одним из важнейших является право на неприкосновенность произведения. Запрещено, без согласия автора, вносить какие бы то ни было изменения в само произведение и в его название, в обозначение на произведении имени автора. Воспрещается вносить изменения при издании (обнародовании) произведения, при публичном исполнении, при ином использовании произведения.

К «иному использованию» можно отнести:

o импорт экземпляров произведения в целях распространения. Наряду с правом на распространение закон особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).

В данном случае за автором закрепляется возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей. Основанием для выделения права на импорт является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться, в том числе воспроизводиться. Однако, если экземпляры произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой произведение охраняется, это будет нарушением авторских прав.

Право на импорт неразрывно связано с правом на распространение и в известной мере является его детализацией. Право контроля за импортом экземпляров произведения предоставляется автору для того, чтобы он мог более эффективно осуществлять принадлежащее ему право на распространение. Обладая правом на импорт, автор может пресечь нарушение своего права на распространение уже на стадии подготовки его нарушения. Если же ввоз экземпляров произведения не имеет цели их последующего распространения на территории, на которой произведение пользуется правовой охраной, то автор не может запретить их импорт (ввоз в личных целях, для участия в выставке и т. п.);

o публичный показ. Следующими имущественными правами автора являются право на публичный показ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение -- в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений.

Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или с помощью технических средств, например диапозитива. Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана.

Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения.

o перевод произведения . К имущественным правам авторов относятся также право на перевод и право на переработку произведения. В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. На практике авторы довольно редко переводят произведение сами, поскольку эта работа требует особых знаний и навыков. Поэтому фактически право на перевод сводится к праву давать согласие на использование произведения в переводе. Запретить перевод произведения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически.

Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с той организацией, которая намерена использовать его произведение в переводе. Данная организация принимает на себя обязанность обеспечить качественный перевод произведения, а также по просьбе автора представить ему перевод для ознакомления (или одобрения).

Право на перевод, по действующему российскому законодательству, признается за автором или его правопреемниками в течение всего срока охраны произведения. Оно не предусматривает возможности выдачи так называемой принудительной лицензии на перевод, которую можно вводить во внутреннее законодательство в соответствии со ст. V Всемирной конвенции об авторском праве.

  • o право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления им права на воспроизведение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может делать копии со своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произведению. При реализации данного права автор не должен создавать собственнику излишних неудобств, в частности он не может требовать доставки ему произведения.
  • o право авторов на практическую реализацию соответствующих проектов. Его сущность заключается в том, что всякое практическое воплощение в жизнь произведений архитектурной графики и пластики (эскизов, чертежей, планов, рисунков, макетов и т. п.) может осуществляться только с согласия их авторов. В принципе рассматриваемое право является разновидностью права на воспроизведение, поскольку полностью подпадает под его признаки. В результате практической реализации проекта меняется лишь тот материальный носитель, в котором воплощено произведение архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства или дизайна.
  • o возможность участия в реализации своего проекта при разработке документации на строительство. Возникающие при этом отношения регулируются Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17 ноября 1995 г. В указанном Законе подчеркивается, что заказчик и подрядчик, реализующие архитектурный проект, должны привлекать архитектора -- автора проекта к участию в разработке проектной документации на строительство, а также к авторскому надзору за строительством. Последний осуществляется на основании особого гражданско-правового договора, который заключается между заказчиком и разработчиком проекта.
  • o правом следования . Сущность данного права состоит в том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение 5% перепродажной цены (п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве).

Основной целью этого права является защита имущественных интересов художников и авторов других произведений изобразительного искусства, которые зачастую, особенно в начале творческого пути, продают свои произведения различного рода перекупщикам значительно дешевле их реальной стоимости. Право на получение части прибыли, выручаемой от перепродажи произведения при переходе его от одного владельца к другому, в известной мере компенсирует ту несправедливость, которая была допущена по отношению к автору вначале.

  • o иллюстрировать (рисунками, фотографиями, схемами, картами и т.п.);
  • o дополнять предисловиями и послесловиями. Однако, содержащиеся в издании сведения об авторе (в виде краткой информации о творчестве автора, справочных данных о самом авторе и т.п.) не являются предисловием (послесловием);
  • o комментировать. Имеется в виду разъяснение смысла тех или иных частей, а также произведения в целом (его сюжета, замысла, цели и т.д.);
  • o л юбым иным образом пояснять (историческими или географическими справками, статистическими данными, смысловыми пояснениями и т.п.). Нельзя снабжать произведение и аннотацией, рекламными материалами и т.п.

Выше приведенное не относится к самому материальному носителю (материальному объекту), в котором выражено произведение.

Под защитой следует понимать ряд мер, направленных на признание или восстановление авторских прав и смежных прав и защиту интересов их обладателей. В законе «Об авторском праве и смежных правах» нарушение авторского права или смежных прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Субъектами, обладающими правомочиями на защиту, являются авторы, их наследники, иные правопреемники, работодатели авторов в случае создания ими служебного произведения.

Защита предусмотрена в двух формах: в судебном (путем подачи иска в суд общей юрисдикции, арбитражный суд) и в административном порядке, через обращение в вышестоящие организации по отношению к организации-нарушителю. Возможны самозащита авторских и смежных прав, а также такая превентивная мера, как использование технических устройств или их компонентов, контролирующих доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающих либо ограничивающих осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав в отношении произведений или объектов смежных прав. Например, Microsoft пытается усложнить жизнь пиратам. Помимо использования для защиты своих программ от несанкционированного использования правовых инструментов, компания регулярно пытается бороться с пиратством программными методами. Операционная система Windows XP, для своей работы требующая авторизации через Интернет, получила в плане защиты вполне логичное продолжение. Так, из фазы тестирования недавно вышла программа Office Genuine Advantage (OGA). Она в режиме умолчания проверяет на подлинность версии программы Office 2007. Если пользователь захочет скачать из какого-либо офисного приложения новый шаблон или какое-либо другое обновление, то обладателю пиратского продукта система в этом автоматически откажет. Полысалова Ф. Юридические закавыки в цифрах и фактах // Парламентская газете. - 2006. - № 209(2059)

К мерам превентивного характера можно отнести запрет удалять или изменять без разрешения правообладателя информацию об авторском праве, в отношении которых без разрешения правообладателя была удалена информация об авторском праве. К способам защиты относят все способы, предусмотренные ГК РФ (ст.12 ГК): признание права, восстановление положения существовавшего до нарушения права, и прочее.

Специальный способ защиты - выплата компенсации вместо возмещения убытков (ст.49 Закона «Об авторском праве и смежных правах»):

в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведения или объектов смежных прав либо за правонарушение в целом.

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.

Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда. Гришаев С.П. Гражданское право. Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006(с109-110).

В нашей стране спрос на пиратскую продукцию вызван низкой покупательской способностью большей части населения и явно завышенными ценами на некоторые виды лицензионной продукции.

Контрафакт - один из быстроразвивающихся видов экономических преступлений, угрожающий бизнесу, подрывающий торговые отношения, угрожающий здоровью общества и его безопасности.

Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции занимают значительную часть российского "теневого рынка", который, по разным оценкам, достигает 30-40% от объема ВВП и представляет сегодня серьезную угрозу экономической безопасности России. Особую озабоченность вызывает растущее количество поддельных лекарственных средств, что зачастую наносит непоправимый ущерб здоровью граждан. Основными каналами распространения поддельных товаров являются рынки, мелкие торговые точки, торговля вразнос и в электропоездах, а также иные места сбыта, где контроль со стороны компетентных органов государства осуществляется слабо либо ввиду его нерегулярности, невозможности охвата проверками всех распространителей либо из-за коррумпированности контрольных и надзорных работников.

Наибольшее количество контрафакта выявлено среди одежды и обуви. На втором месте - кондитерские изделия и продукты питания. Третье занимают парфюмерия и косметика, алкогольная и табачная продукция. На четвертом месте CD- и DVD-диски, кожгалантерея, часы, аксессуары, бытовая техника. Пятое место принадлежит фармацевтической продукции. Фальсификат идет на реализацию без сертификатов соответствия, с поддельными этикетками торговых марок известных фирм-производителей, а в некоторых случаях вообще представляет опасность для жизни и здоровья граждан. Новичихин В. Контрафакт еще жив // Парламентская газета. - 2007. №101 (2167-2169).

Когда преступник одновременно посягает на имя автора, то есть присваивает себе авторство на произведение, например литературный роман, и незаконно использует это произведение (например, издает книгу с данным произведением), налицо факт совокупности преступлений. Такие действия следует квалифицировать по ч. 1 и ч. 2 ст. 146 УК РФ, потому что данная статья содержит в себе два самостоятельных по своей природе состава преступления, посягающего в ч. 1 на личные неимущественные права, которые по времени действуют дольше, чем такие же права, но имущественного характера (ч. 2 и ее квалифицированный состав, ч. 3). Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (а в ряде случаев, предусмотренных ст. 27 Закона «Об авторском праве и смежных правах», и более продолжительно).

Бессрочно охраняются право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. Право авторства на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования.

Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за тем, в котором имел место юридический факт, представляющийся основанием для начала течения срока.

Поскольку (как уже говорилось) по наследству не переходят право авторства, право на имя каждого из соавторов, право защиты их репутации, следует обратить внимание на то, что:

  • а) наследники вправе охранять эти авторские права без ограничения срока;
  • б) при отсутствии наследников их защиту осуществляет специально уполномоченный государственный орган федерального уровня.

Исключительные права на использование топологии действуют в течение 10 лет.

Начало срока определяется по наиболее ранней из следующих дат:

  • - по дате первого использования топологии (т.е. наиболее ранней документально зафиксированной дате введения в хозяйственный оборот где-либо в мире этой топологии или ИМС с этой топологией);
  • - по дате регистрации топологии в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий ИМС (ст. 9 Закона «О правовой охране топологий интегральных микросхем»).

При появлении идентичной оригинальной топологии, независимо созданной другим автором, общий срок действия исключительного права на ее использование не должен превышать 10 лет.

Срок действия смежных прав определяется ст. 43 Закона «Об авторском праве и смежных правах». Установлено, что права:

  • o исполнителя действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту от всякого искажения охраняются бессрочно;
  • o производителя фонограммы - в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока;
  • o организации эфирного (кабельного) вещания действуют в течение 50 лет после ее первой передачи в эфир (по кабелю).

Эти сроки исчисляются по тем же правилам, что предусмотрены в ст. 27 действующего Закона (включая продление срока в случае участия в Великой Отечественной войне).

К наследникам (правопреемникам) субъектов смежных прав переходят право разрешать использовать исполнение, постановку, фонограмму, передачу в эфир или по кабелю и право на вознаграждение в пределах оставшейся части сроков, указанных выше.

По общему правилу авторское право организации действует бессрочно, если речь идет о «первоначальном» праве (ст. 498 ГК РСФСР 1964). Если же авторское право перешло к юридическому лицу по договору, в порядке правопреемства и т.д., срок его действия следует определять по общим правилам. Гуев А.Н.Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 3. -- М.: ИНФРА-М, 2003. (с.202-204).

В главе “Авторские права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности рассказано об основных началах авторского права в России. Перед изучением более специальных разделов необходимо понять, какие результаты интеллектуальной собственности охраняются авторским право, какие авторские права существуют и когда они возникают и сколько действуют. Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете здесь.
Если Вам требуется более детальная информация или юридический анализ конкретного дела, предлагаем обратиться за юридической консультацией, для чего достаточно лишь заполнить форму на этой странице .

1. Авторские права: объекты

Авторские права распространяются на произведения литературы, науки и искусства. Однако закон не приводит исчерпывающий перечень объектов авторского права, так как с течением времени могут быть придуманы новые формы творчества. Наиболее часто встречаются следующие объекты авторских прав:

  • Литературные произведения
  • Музыкальные произведения
  • Фильмы (аудиовизуальные произведения)
  • Произведения изобразительного искусства
  • Фотографии
  • Программы для ЭВМ и базы данных
  • Произведения архитектуры
  • Драматические произведения

Еще раз отметим, что этот перечень является открытым. Но что же объединяет объекты авторских прав? Все объекты авторских прав создаются в результате творческого труда автора. – основной признак, который отличает объекты авторского права .

2. Кого называют автором и правообладателем произведения?

Автор и правообладатель являются субъектами авторских прав.
Автор – это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Юридические лица не могут быть авторами, т.к. произведение может быть создано только человеком. Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда. Например, книга “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В таком случае граждане признаются соавторами.

Правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор. Но к другим лицам на основании договора или по иным основаниям. Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем. Правообладателем может стать как физическое, так и юридическое лицо .

3. Авторские права: возникновение и регистрация

Один из самых распространенных вопросов – как оформить авторские права? Его постановка не совсем корректна, потому что авторские права возникают в момент создания произведения, т.к. выражения его в любой объективной форме:

  • письменная форма выражения
  • устная форма выражения
  • форма изображения
  • аудио- или видеозапись
  • иные формы

В момент создания автор приобретает всю полноту авторских прав и вправе защищать их. Каких-либо формальностей, в т.ч. регистрации, для этого соблюдать не нужно.

Одновременно российское право позволяет зарегистрировать авторские права на программы для ЭВМ и базы данных. удостоверяет авторские права и освобождает от доказывания их существования и принадлежности в суде и иных государственных органах .

4. Виды авторских прав.

А) Личные неимущественные права включают:

  1. Право авторства – право признаваться автором произведения
  2. Право на имя – право указывать свое имя или псевдоним на экземплярах произведения
  3. Право на неприкосновенность произведения – право запрещать любые изменения произведения без согласия автора
  4. Право на обнародование произведения – право представить произведение публике
  5. Право на отзыв произведения – право отказать от обнародования после его совершения

Б) Исключительное право на произведение – право использовать произведение в любой форме и любыми способами. Перечень форм и способов в законе открытый.

В) Иные авторские права , к которым относятся:

  1. Право следования – право на часть цены оригинала произведения при публичной продаже.
  2. Право доступа – право требовать у собственника оригинала возможность создания копии произведения .

5. Исключительное право на произведение.

Как уже было сказано ранее, исключительное право – это право использовать произведение в любой форме и любыми способами, в том числе путем:

  1. Воспроизведения (создания) экземпляров произведения
  2. Публичного показа и исполнения
  3. Распространения экземпляров произведения
  4. Импорта (ввоза) экземпляров произведения
  5. Доведения до всеобщего сведения – размещение в сети Интернет
  6. Перевода и переработки в иных формах.

Здесь перечислены далеко не все возможные способы использования произведения, существует и целый ряд других. Поскольку право на использование произведения принадлежит правообладателю, все третьи лица обязаны воздерживать от использования произведения без разрешения правообладателя .

6. Авторские права: срок действия.

  1. Исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.
  2. Авторство, право автора на имя и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. После смерти автора защита этих прав осуществляется наследниками и другими заинтересованными лицами.
  3. Право доступа действует в течение жизни автора.
  4. Право следования действует, пока не прекратилось исключительное право на произведение.

После прекращения исключительного права произведения переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любыми лицами .

7. Территория действия авторских прав.

Сегодня 167 стран мира являются участницами Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений , заключенной в 1883 году. Не вдаваясь в детали данного международного договора, можно сказать, что произведения российских авторов охраняются во всех государствах, присоединившихся к Конвенции. Аналогично произведения иностранных авторов подлежат правовой охране в России.

Следует учитывать, что авторские права за рубежом защищаются в соответствии с законодательством соответствующего государства.

Полезные ссылки по теме “Авторские права” :

1. об авторских правах в Википедии.
2. Материалы по авторскому праву – сайт copyright.ru .
3. Агентство по авторским правам США (Библиотека Конгресса США) – официальный

Анастасия Волкова, журналист-юрист

E -mail :botrimovich @gmail .com

Всем известно, что авторские права относятся к личным неимущественным правам. Что касается сроков исковой давность, тут есть свои особенности. Правовой основой данного вопроса является ст. 208 ГК РФ, которая устанавливает, что исковая давность не распространяется на личные неимущественные права. Но на данный момент отсутствует законодательный акт, который устанавливает срок исковой давности при возникновении споров об установлении авторства. Получается, что можно в любой момент обратиться в суд и оспорить действительность патента в части неправильного указания автора произведения. В таком случае необходимо разобраться, из чего исходит суд в принятии решения и на основании каких норм суд принимает решение в вопросах исковой давности в данной категории вопросов.

Возникновение авторского права связано с созданием творческого произведения. Авторское право возникает с момента заявлением автора о результате своей творческой деятельности. Международная Женевская конвенция 1952 года гласит, что при создании творческого продукта автор ставит на рукописи или ином носителе знак копирайта, в результате чего таким образом подтверждает своё авторство. Как таковой процедуры регистрации нет, но практика показывает обратное. Автор должен иметь перечень доказательств для подтверждения своего авторства в суде. В результате получается, что автор должен иметь документы, которые при необходимости могут подтвердить его права как создателя того или иного творческого продукта.

Что касается требований имущественного характера (получение денежного вознаграждения по договору автора и пользователя), то в таком случае применяется общий срок исковой давности согласно ст. 196 ГК РФ.

Авторские права защищаются на протяжении 50 лет после смерти его автора. Данный срок был введён после присоединения РФ к международной конвенции по авторскому праву. Это значит, что до присоединения к конвенции объекты авторского права не защищены.

Одним из объектов авторского права являются служебные, которые создаются автором в процессе выполнения своих должностных обязанностей согласно заключённому трудовому договору. В этом случае все неимущественные права принадлежат работодателю.

Если же дело дошло до суда, обязанность доказывания авторства принадлежит истцу. Если спор касается авторства фотографии, то тут достаточно просто: достаточно предъявить оригинал фото. Если ответчик доказывает имущественную связь с истцом, то истец оспаривает факт трудовых отношений, т. к. на самом деле они вообще отсутствуют. За незаконное пользование фотографиями и иными объектами авторского права истец может требовать денежную компенсацию от 10 тыс. рублей.

Практика рассмотрения данных споров об авторском праве показывает, что суд для установления суммы компенсации учитывает доходы ответчика, а также социальный статус истца. Если истец имеет достаточно известное имя, он может рассчитывать на более высокий размер компенсации, чем начинающий любитель.

В данном случае на практике часто возникает вопрос, касающийся гражданско-правовой ответственности. Что же на самом деле возмещается истцу: упущенная выгода или всё-таки реальный ущерб? На практике упущенная выгода возмещается в том случае, когда контрафакт был уже реализован заинтересованными в этом людьми. И именно то, что они получили от реализации, и будет считаться упущенной выгодой.

Судебная практика

При рассмотрении споров, касающихся сроков исковой давности, суд исходит из ст. 208 ГК РФ, согласно которой при защите личных неимущественных прав исковая давность не применяется. Что касается исключительных прав, то в этом случае суд применяет общий срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

При рассмотрении дел о взыскании денежного вознаграждения за служебные результаты творческой деятельности суд исходит из общих сроков исковой давности. Срок начинает считаться с момента выполнения обязательства по трудовому договору.

Суд в данных случаях исходит из гражданско-правовой принадлежности права на выплату авторского вознаграждения. При выполнении работником своих трудовых функций получается творческое изобретение или произведение, которые присваиваются работодателю. В этом случае между сторонами трудового договора трудовые отношения носят гражданско-правовой характер.

Имущественные права работника на служебное произведение и, соответственно, обязанность работодателя по оплате результата работы различны с трудовыми правоотношениями. Различие заключается в том, что работодатель обязан выплатить вознаграждение за полученный творческий результат в любом случае, неважно, уволился автор или умер. В трудовых правоотношениях отсутствует правопреемство в вопросах выплаты вознаграждения, чего не скажешь о данных гражданско-правовых отношениях, связанных с авторскими правами.

По поводу взыскания вознаграждения предлагаем рассмотреть судебное дело и каким образом суд принял решение. В суд обратились гр-н А. с иском к ОАО «В» по поводу взыскания вознаграждения за изобретение 2009-2010 гг. Суд частично отказал в иске, исходя из того факта, что вознаграждение должно быть выплачено в течение 3 месяцев после поступления дохода от данного изобретения (Закон СССР «Об изобретениях в СССР»). Суд при принятии решения пришёл к заключению, что срок исковой давности по данному требованию уже истёк 31.03.2013 г. - за 2009 г., за 2010 г. - 31.03.2014 г. Иск был направлен в суд 01.07.2014 г., и по требованию истца был применён срок исковой давности, и в данной части суд в удовлетворении исковых требований отказал.

Применяя исковую давность, в суд обратился гр-н Л. с иском ОАО «Н» о взыскании авторского вознаграждения за 2011-2012 гг.

При рассмотрении дел о применении сроков исковой давности суды руководствуются разъяснением Постановления Пленума ВС РФ от 19 июня 2006 г. № 15, а также совместного Постановления Пленума ВС РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29.

На основании анализа судебной практики вопросов, связанных с разрешением споров об исковой давности, можно сделать вывод о том, что судами в большей части правильно применяются нормы материального и процессуального права. При рассмотрении дела были случаи нарушения судом отдельных норм процессуального законодательства, вследствие чего определения были отменены.

На практике при установлении факта нарушения права использования объекта авторского права ответчиком, а также при пропуске срока исковой давности для взыскания компенсации за данное правонарушение, суд, согласно ст. 199 ГК РФ, отказывает в удовлетворении иска истцу во взыскании компенсации.

В зале суда ответчик аргументировал свои требования тем, что срок исковой давности для удовлетворения требований истца истёк и применение исковой давности невозможно.

Согласно п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 № 15, при исковых требованиях имущественного характера суды применяют общий срок исковой давности, который, согласно ст. 196 ГК РФ, составляет три года.

По предоставленным материалам судом было установлено, что компания А. приобрела в октябре 2013 года контрафактный компакт-диск «Трофим» у компании С. Компания А., в свою очередь, не оспаривала данное событие. Доказательств, которые подтверждают факт обращения истцом в суд, нет, вследствие чего суд принял решение, что срок исковой давности для взыскания компенсации за нарушения права на распространения контрафактных дисков был пропущен.

Истец в свою очередь опровергал предположения суда, т. к. компания А. узнала о нарушении права после вынесения решения Арбитражным судом от 15 мая 2014 года. В решении суд указал, что срок исковой давности исчисляется с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав, а не тогда, когда лицо узнало, кто именно нарушил права, в результате чего отсутствуют основания, по которым можно изменить начало исчисления срока исковой давности. Исключений применения срока давности в таком случае норма ГК РФ не содержит.

Раннее иск компанией А. по факту распространения контрафактных компакт-дисков «Трофим» компанией С. не предъявлялся. Компания А. обращалась в Арбитражный суд только по факту распространения подобной продукции дисков «Виктор Королев», а из этого следует, что предъявление иска в Арбитражный суд не является основанием прерывания срока исковой давности для защиты оспариваемого нарушенного права.

Что касается дискуссий касательно того, к какому виду относится право на авторское вознаграждение, п. 39.2 и 51 совместного Постановления Пленума ВС РФ считает, что данное право относится к трудовым правоотношениям в силу того, что выплачивает вознаграждение работодатель, а к другому лицу такая обязанность может перейти только при универсальном правопреемстве.

Так, гр-н К. предъявил иск к совхозу о выплате вознаграждения за использование совхозом его изобретения. Истец заявил, что является автором изобретения, которым и на данный момент пользуется ответчик, но за него так и не заплатил. В суде первой инстанции в иске было отказано. Суд при вынесении решения указал следующее. Согласно п. 10 Инструкции о порядке выплат вознаграждений за открытия и изобретения и рационализаторские предложения, срок исковой давности в этой категории дел составляет три года с момента, когда автор был уведомлен об использовании его изобретения. Уважительных причин, которые могут быть основанием восстановления срока, нет.

Суд удовлетворил требования истца, но отказал в применении срока исковой давности в силу того, что в течение этого срока ответчик признал долг в отношении гр-на К.

Такими действиями, которые могут отменить применение исковой давности, является частичная выплата авторского вознаграждения согласно прикреплённым к делу приказам. Суд также принял во внимание, что остальным соавторам вознаграждение было выплачено в полном объёме. Делая расчёт спорного вознаграждения, суд рассматривал данные о выплатах другим авторам и соглашение о распределении вознаграждения всем соавторам.

Исходя из судебной практики рассмотрения дел об авторском вознаграждении, большинство судей исходят из того, что авторское вознаграждение относится не к гражданско-правовым, а к трудовым отношениям. Судьи за основу берут тот факт, что плательщиком в этом случае выступает работодатель, а другие лица могут получить данную обязанность только в порядке правопреемства. Данные правоотношения, связанные с выплатой вознаграждения, суд квалифицировал как трудовые.

Так, суд отказал в оспаривании приказа о выплате авторского вознаграждения и компенсации морального вреда в силу того, что приказ нарушил права истца как автора творческого результата. В апелляционной инстанции решение было оставлено без изменений, т. к. истец пропустил общий срок исковой давности и срок, в течение которого можно обратиться в суд для разрешения индивидуального трудового спора. В данном случае суд поступил правомерно, потому что иск был подан 13.04.2014, а положение, на основе которого был принят приказ, - 31.10.2000.

Коллегия судей обратила внимание ещё на тот факт, что данное положение было принято, когда истец ещё не являлся сотрудником, а значит, положения коллективного договора на отношения с ответчиком не распространялись. Это свидетельствует о том, что выплата авторского вознаграждения возможна только по договорённости сторон.

В результате вышесказанного можно сделать вывод, что существует множество нюансов, связанных с вопросами исковой давности. В большинстве случае суды правильно применяют нормы материального и процессуального права, принимая законные и справедливые решения.

Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности Резепова Виктория Евгеньевна

26. Срок действия авторского права. Общественное достояние

Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются бессрочно. Имущественные права ограничены сроком жизни автора и 70 годами после его смерти . Закон предусматривает некоторые изъятия из общего правила:

а) срок авторского права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, составляет 70 лет со дня его правомерного обнародования . Однако если автор в течение этого периода раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общий срок действия авторского права (в течение жизни и 70 лет после смерти);

Течение срока действия авторского права начинается 1 января года, следующего за годом, в котором обнародовано произведение или имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Автор вправе назначить лицо по правилам назначения исполнителя завещания, которое пожизненно будет осуществлять охрану личных неимущественных прав автора. В случае отсутствия такого указания охрану прав автора осуществляют наследники автора или, если их нет, – Российская Федерация.

Общественное достояние – состояние, при котором произведение используется без соответствующей выплаты авторского вознаграждения в связи с истечением срока действия авторского права. Использование произведения осуществляется с соблюдением личных неимущественных прав автора.

Правительством РФ могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.

Вопрос: К ст. 208 ГК РФ по сроку исковой давности (авторское право) нужны комментарии, Постановления Пленума ВС РФ (последние) и иные акты по этому вопросу.

Ответ: В соответствии со ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требование о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя. Указанные блага и права характеризуются тем, что они носят абсолютный и бессрочный характер, а их нарушение непрерывно. Однако защита некоторых из них возможна в пределах давностных сроков. Так, авторство на рационализаторские предложения может быть оспорено только в течение трех лет со дня выдачи удостоверения.

Поскольку право авторства относится к личным неимущественным правам и нет закона, предусматривающего исковую давность для случаев споров об авторстве, имеется возможность в любое время после выдачи патента оспорить и признать его недействительным полностью или частично ввиду неправильного указания автора (соавторов).

Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах", право авторства, право на имя, право на обнародование, право на отзыв, право на защиту репутации являются личными неимущественными правами. Поэтому в соответствии со статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации на требования о защите этих прав исковая давность не распространяется.

К исковым требованиям имущественного характера, например к взысканию гонорара по договору автора с пользователем, применяется общий срок исковой давности в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Данное разъяснение довольно ясно: в отношении требований имущественного характера действует общий срок исковой давности, а на требования, связанные с защитой личных неимущественных прав, срок исковой давности не распространяется. Но есть еще право доступа к произведениям изобразительного искусства, которое по своему характеру также можно охарактеризовать как личное неимущественное право. Представляется, что на требования о защите данного права тоже не будет распространяться исковая давность.

Право авторства и право на имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, когда автор в порядке, предусмотренном ст. 1134 ГК РФ, указал лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

В случае нарушения личных неимущественных прав автор также может потребовать компенсации морального вреда. Ч. 4 ГК не содержит специальных норм, посвященных компенсации морального вреда за нарушение личных неимущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Поэтому необходимо руководствоваться положениями ст. 150 - 152 ГК и 1099 - 1101 ГК.

Личные неимущественные права авторов могут защищать не только сами авторы, но и другие лица. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.