Лекция - Субъекты МЧП. Субъекты мчп Субъекты международного частного права: виды, краткая характеристика


Виды и краткая характеристика источников международного частного права

Для современного МЧП характерны следующие основные источники:

    • внутригосударственное законодательство;
    • международные договоры;
    • санкционированные обычаи;
    • судебная практика.

Внутригосударственное законодательство в области МЧП действует в пределах каждого отдельного государства и является результатом реализации нормотворческой функции государственных органов. В России нет единого кодифицированного акта по международному частному праву. Одним из основных нормативных актов, представляющий на сегодняшний день источник МЧП РФ в виде национального закона, являются ГК РФ (3 часть).

К международному частному праву относится раздел VI состоящий из 3-х глав (66, 67, 68) и включающих коллизионные нормы:

    • о выборе правовой системы при решении вопросов о правоспособности и дееспособности иностранцев;
    • об определении “национальности” юридических лиц;
    • о возмещении ущерба при деликтных обязательствах;
    • о регулировании наследственных правоотношений и т.д.

Другой источник МЧП в российской правовой системе в области семейного права является раздел VII Семейного Кодекса РФ 1995г. “Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства”. Помимо перечисленных источников МЧП в их состав необходимо включить и другие специальные законы, регулирующие гражданские правоотношения, осложненные иностранным элементом.

Международные договоры Российской Федерации были включены в российскую правовую систему Конституцией 1993г., позднее аналогичное положение закреплено в Законе РФ “О международных договорах Российской Федерации” 1995г.

Международные договоры являются результатом согласования воли различных государств, принимающих их. По существу, международные договоры в области МЧП регулируют правоотношения с участием юридических и физических лиц – субъектов внутреннего права, но обязательства по договорам возлагаются на государства, участвующие в нем, которые несут ответственность за приведение своего внутреннего права в соответствие со своими международными обязательствами. Государства-участники могут выполнять свои международные обязательства путем прямого внедрения международного договора в свое внутреннее право или же путем издания отдельных внутригосударственных актов на его основе.

Под обычаем понимается единообразное устойчивое правило, сложившееся в практике и имеющее обязательную юридическую силу. В отличие от обычая единообразное устойчивое правило, сложившееся в практике, но не имеющее юридической силы, именуются обыкновением. Международные обычаи отличаются от международных договоров тем, что носят не писанный характер. Сложность природы обычая заключается в том, что определить четкую границу признания его юридически обязательным очень сложно. В российской правовой системе закрепляются следующие понятия: “обычай делового оборота” (ст. 5 ГК), “национальный обычай” (ст.19 ГК), “местный обычай” (ст. 221 ГК). Национальный правовой обычай будет источником МЧП лишь в том случае, если он будет представлять правило, направленное на решение коллизионной проблемы.

Российская правовая система относится к романо-германской правовой семье, для которой судебная практика не является формально-юридическим источником права, суды не наделены законодательной властью и поэтому их решения не создают норм права. Но это нисколько не умаляет роли судебной практики в развитии и совершенствовании законодательства. Более того значение судебной и арбитражной практики в международном частном праве велико, что связано с трудностями применения коллизионных норм, в том числе, и норм иностранного права, так как истинное содержание права раскрывается посредством практики его применения “у себя на родине”. В странах англо-саксонской системы права судебная практика, а точнее судебный прецедент рассматривается как источник международного частного права. При этом под судебным прецедентом принято понимать конкретное судебное решение, за которым государством признается сила закона.

Субъекты МЧП

К субъектам МЧП принято относить:

    1. физических лиц (граждане, лица без гражданства - апатриды, иностранные граждане, лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);
    2. юридических лица (отечественные, иностранные и международные - в том числе международные неправительственные организации);
    3. государства;
    4. нации и народы, борющиеся за свободу и независимость и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов;
    5. международные межправительственные организации;
    6. государственно-подобные образования, являющиеся субъектами МПП (например, Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви);

Субъекты, указанные в п.п. 1 и 2, являются участниками правоотношений МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении.

Субъекты, указанные в п.п. 3-6, только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: другой стороной в правоотношении или контрагентом по сделке будет один из субъектов, включенных в п.п. 1 или 2.

Государство как субъект международного частного права

Государство будет субъектом МЧП, отличие от физических и юридических лиц, только при участии с другой стороны в правоотношении физического или юридического лица. В силу суверенного равенства каждое государство пользуется международным иммунитетом – изъятием из-под действия национальной правовой системы. Таким образом, особенность правового режима государства как участника частноправовых отношений заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции. Необходимо различать полную и ограниченную юрисдикции. Иммунитет государства и его собственности является одним из старейших институтов как внутреннего, так и международного права и может быть выражен формулой “равный над равным не имеет власти”. Различают несколько видов иммунитета государств:

  • судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого);
  • иммунитет от предварительного обеспечения иска (невозможность применения любых мер по предварительному обеспечению иска, например, наложения ареста на государственную собственность или запрещения совершать определенные действия государственным органам иностранного государства в порядке обеспечения исковых требований);
  • иммунитет от исполнения судебных решений (невозможность принудительного исполнения решения, вынесенного в отношении иностранного государства или государственных органов);
  • иммунитет государственной собственности (означает неприкосновенность государственного имущества: в отношении государственного имущества в мирное время не могут быть применены какие-либо меры по изъятию, национализации со стороны другого государства);
  • иммунитет от применения иностранного права, часто называемый иммунитетом сделок с участием государства, так как чаще всего возникает по поводу обязательств, вытекающих их сделок.

Различают абсолютный, функциональный и ограниченный иммунитет. Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме на любую его деятельность и собственность. Теория функционального иммунитета дифференцированно подходит к осуществляемым государством функциям и проявляется в следующем: если государство действует как носитель суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, если же государство выступает в качестве частного лица (занимается коммерческой деятельностью), то тогда оно иммунитетом не обладает. Ограниченный иммунитет в отличие от функционального, который ограничивает иммунитет на основе общего принципа – в зависимости от властной либо частной деятельности государства, не использует формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом.

Участие Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях закреплено в главе 5 Гражданском кодексе РФ. От имени РФ в гражданских правоотношениях могут выступать органы государственной власти в соответствии с компетенцией. Согласно, Конституции РФ, органами государственной власти являются Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, а также федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, департаменты и др.) Помимо РФ, в гражданских правоотношениях, осложненных иностранным элементом, могут участвовать субъекты РФ, городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.

Субъекты международного частного права (МЧП)

Субъекты международного частного права (МЧП) - это участники гражданских правоотношений, осложненных "иностранным элементом".

Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

К числу субъектов международного частного права относятся:

  • 1) физические лица (граждане; лица без гражданства - апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);
  • 2) юридические лица (государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации);
  • 3) государства;
  • 4) международные межправительственные организации;
  • 5) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви)

Положение физических лиц в международном частном праве

Основная особенность гражданско-правового положения иностранных граждан заключается в том, что они в принципе подчиняются двум правопорядкам - правопорядку государства места пребывания и правопорядку государства своего гражданства. Их правовое положение отличается двойственным характером.

В большинстве национальных законов установлен принцип национального режима в применении к физическим лицам (иностранцы уравнены в правах с местным населением). Национальный режим основан на принципах равенства и равноправия.

Лица, постоянно или временно пребывающие на территории иностранного государства, естественно, обязаны соблюдать его законы и подчиняться местному правопорядку. Однако отдельные вопросы правового статуса таких лиц подчиняются их личному закону. Понятие личного закона физических лиц в российском праве установлено в ст. 1195 ГК РФ,

Личный закон иностранного гражданина - это право страны, гражданство которой данное лицо имеет. Личным законом лиц с двойным гражданством, одно из которых - российское, является российское право. Личным законом иностранных граждан также может быть российское право, если иностранец имеет место жительства в РФ (п. 3 ст. 1195 ГК РФ).

Гражданская правоспособность физических лиц - это способность индивида иметь права и обязанности. В сфере гражданской правоспособности иностранцы пользуются национальным режимом; однако отдельные вопросы правоспособности имеют коллизионное регулирование и определяются по личному закону индивида. Правоспособность возникает с момента рождения (в области наследственных прав - с момента зачатия) и прекращается в момент смерти.

В российском праве гражданская правоспособность физических лиц определяется на основе их личного закона (ст. 1196 ГК РФ). При этом иностранные граждане и апатриды пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Предоставление национального режима этим лицам на территории РФ установлено в Конституции РФ - ч. 3 ст. 62. В российском законодательстве установлены изъятия из принципа национального режима (ограничения прав иностранцев заниматься определенной деятельностью, занимать определенные должности. Так, например, иностранцы не могут быть судьями, прокурорами, они не могут занимать должности в органах государственной власти и управления, в экипажах морских и воздушных судов).

Гражданская дееспособность физического лица - это его способность своими действиями осуществлять гражданские права и обязанности. Законодательство всех стран устанавливает, что полностью дееспособным в публичном частном праве индивид становится по достижении установленного в законе возраста. В законодательстве также закреплена возможность признания физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным. Основными аспектами правового статуса индивида, связанными с категорией гражданской дееспособности , являются право лица на имя (ст. 1198 ГК РФ - право физического лица на имя, его использование и защиту определяется личным законом этого лица), институты опеки и попечительства , признание физического лица безвестно отсутствующим и объявление его умершим.

Правовой статус юридических лиц в международном частном праве

Учитывая роль, которую юридические лица играют в международных, хозяйственных отношениях, именно они являются основными субъектами МЧП. Специфика правового статуса и деятельности юридических лиц определяется в первую очередь их государственной принадлежностью. Именно национальность (государственная принадлежность) юридических лиц является основой их личного статута. Понятие личного статута юридических лиц известно праву всех государств и практически везде определяется сходным образом: статус организации в качестве юридического лица, его организационно-правовая форма и содержание правоспособности, способность отвечать по своим обязательствам, вопросы внутренних отношений, реорганизации и ликвидации (п. 2 ст. 1202 ГК). Юридические лица не вправе ссылаться на ограничение полномочий их органов или представителей на совершение сделки, неизвестное праву страны места совершения сделки, за исключением случаев, если будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать об указанном ограничении (п. 3 ст. 1202 ГК).

Во всех государствах действующие на их территории компании делятся на «отечественные» и «иностранные». Если юридические лица осуществляют хозяйственную деятельность за границей, они находятся под воздействием двух систем правового регулирования - системы национального права государства «гражданства» данного юридического лица (личный закон) и системы национального права государства места деятельности (территориальный закон). Именно коллизионный критерий «личный закон» в конечном счете предопределяет национальность (государственную принадлежность) юридических лиц. Личный закон юридических лиц может пониматься в четырех вариантах:

  • 1) теория инкорпорации - юридическое лицо принадлежит тому государству, на чьей территории оно учреждено (США, Великобритания, Канада, Австралия, Чехия, Словакия, Китай, Нидерланды, Российская Федерация);
  • 2) теория (ценз) оседлости - юридическое лицо имеет национальность того государства, на чьей территории расположен административный центр, управление компанией (Франция, Япония, Испания, ФРГ, Бельгия, Украина, Польша);
  • 3) теория центра эксплуатации (места осуществления основной хозяйственной деятельности) - юридическое лицо имеет национальность того государства, на чьей территории оно ведет свою основную деятельность (Италия, Индия, Алжир);
  • 4) теория контроля - юридическое лицо имеет национальность того государства, с территории которого контролируется его деятельность (прежде всего посредством финансирования). Теория контроля определена как господствующее правило коллизионного регулирования личного статута юридических лиц в праве большинства развивающихся стран (Конго, Заир). В качестве субсидиарной коллизионной привязки эта теория используется в праве Великобритании, США, Швеции, Франции.

Специфика правового статуса транснациональных компаний

От национальных юридических лиц, созданных на основе права одного государства, следует отличать международные юридические лица, которые создаются на основе международного договора, межведомственного соглашения или законодательства двух и более государств. Такие компании представляют собой транснациональные объединения, и их личным законом не может быть право одного государства. Особые сложности связаны с определением личного закона ТНК. С одной стороны, они создаются по праву какого-то конкретного государства, с другой - их дочерние и внучатые компании действуют в качестве самостоятельных юридических лиц в других государствах. ТНК имеют интернациональный характер не только по сфере деятельности, но и по капиталу.

Правовое положение государства как субъекта международного частного права

Государство - основной, универсальный субъект МПП. Однако правоотношения с участием государства могут иметь и частноправовой характер. Государство как единственный суверенный субъект права обладает международной публичной и частноправовой правосубъектностью. Более типичными для государства являются отношения публично-правового характера, тем не менее оно вправе вступать в имущественные и неимущественные гражданские правоотношения, обладающие, естественно, особой спецификой, поскольку государство обладает качеством особого субъекта права. Это качество обусловлено тем, что государство не является юридическим лицом , поскольку суверенно и само определяет свой правовой статус.

Сделки, совершаемые государством, имеют особый правовой режим. Особенности правового регулирования частноправовой деятельности государства предопределены его суверенитетом. Вступая в гражданско-правовые отношения, государство не теряет свои качества как суверена. Суверенитет предполагает наличие у государства целого комплекса иммунитетов. В XIX в. в доктрине права была разработана теория абсолютного иммунитета государства. В соответствии с этой теорией государство как субъект гражданско-правовых отношений обладает следующими иммунитетами:

  • 1) судебным - неподсудность одного государства судам другого. Все сделки государства должны рассматриваться только в его собственных судах. Без прямо выраженного согласия государства на судебное разбирательство в иностранном суде его нельзя привлечь к судебной ответственности за границей;
  • 2) от предварительного обеспечения иска - без прямо выраженного согласия государства в отношении его имущества, находящегося за границей, не могут быть приняты никакие меры в качестве предварительного обеспечения иска;
  • 3) от принудительного исполнения судебного решения - без согласия государства по отношению к нему не могут быть применены никакие принудительные меры по обеспечению иска или исполнению решения;
  • 4) собственности государства- собственность иностранного государства неприкосновенна, не может быть национализирована, конфискована, на нее нельзя обратить взыскание. Без согласия государства-собственника его имущество не может быть подвергнуто принудительному отчуждению, насильственно удерживаться на территории иностранного государства;
  • 5) доктрины акта государства (связана с иммунитетом собственности государства) - если государство заявляет, что имущество принадлежит ему, то суд иностранного государства не вправе подвергать это заявление сомнению. Никакие иностранные компетентные органы не могут рассматривать вопрос о том, принадлежит ли действительно собственность государству, если оно заявляет, что собственность принадлежит ему. Согласно коллизионному иммунитету государства к ЧПО государства должно применяться только его собственное право. Все сделки государства подчиняются его национальному праву.

На практике доктрина абсолютного иммунитета может применяться только тогда, когда государство фактически не является субъектом гражданских правоотношений и участвует в них в исключительно редких случаях. Во второй половине XX в. степень участия государства в гражданских отношениях резко возросла, что послужило причиной появления в доктрине теорий «служебного иммунитета», «торгующего государства» и доктрины функционального (ограниченного) иммунитета. Все эти теории направлены на ограничение иммунитета иностранного государства. Их суть сводится к тому, что, если государство от своего имени совершает торговые сделки, оно автоматически в отношении таких сделок и связанного с ними имущества отказывается от иммунитета и ставит себя в положение частного лица.

Конституционные суды многих европейских государств (Австрии, Бельгии, Греции, Италии, ФРГ, Швейцарии) в 60-х гг. XX в. приняли решения об ограничении иммунитета государства, выступающего в качестве участника международных гражданских правоотношений. Эти решения основаны на доктрине функционального иммунитета: иностранное государство, выступающее в качестве коммерсанта, может быть привлечено к суду на общих основаниях, его имущество на тех же основаниях может быть объектом взыскания, а его сделки не изымаются из сферы действия местного права даже без согласия соответствующего иностранного государства.

Основной международно-правовой акт, регулирующий иммунитеты государства, - это Европейская (Брюссельская) конвенция о государственном иммунитете 1972 г., принятая Советом Европы. В Конвенции прямо закреплена теория функционального иммунитета: преамбула Конвенции прямо указывает, что государства-участники учитывают проявляющуюся в международном праве тенденцию ограничения случаев, когда государство может ссылаться на иммунитет в иностранном суде. Иностранное государство пользуется иммунитетом (ст. 15) в отношениях публичного характера, но не вправе ссылаться на иммунитет в суде другого государства при вступлении в ЧПО с иностранными лицами. Конвенция закрепляет широкий, детализированный перечень таких отношений.

Действующее российское законодательство до настоящего времени основано на теории абсолютного иммунитета (ст. 401 ГПК, ст. 251 АПК), что представляет собой полный анахронизм и является одним из наиболее серьезных тормозов притока иностранных инвестиций в РФ. Пороки законодательства в определенной степени нивелируются положениями заключенных российским государством соглашений с частными иностранными партнерами, в которых закрепляется явно выраженное, прямое согласие государства на ограничение его иммунитета. Международные двусторонние договоры РФ о взаимной защите и поощрении инвестиций (с США, Венгрией, Южной Кореей и др.) устанавливают взаимный отказ субъектов договора от государственных иммунитетов, наличие арбитражной оговорки в пользу иностранного коммерческого арбитража (в основном Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты).

Международные межправительственные организации как субъекты международного частного права

ММПО являются, прежде всего, традиционными и типичными субъектами международного права. Объем международной правосубъектности ММПО, естественно, меньше, чем у государств-членов; тем не менее организации входят в группу полноправных и основных субъектов международного права. Однако любая ММПО имеет и частноправовой статус и выступает субъектом МЧП.

В международных гражданских правоотношениях международные организации выступают как юридического лица. Это закреплено в уставах многих ММПо (ст. 39 Устава МОТ, ст. 16 Устава МАГАТЭ, ст. 9 Устава МВФ). В законодательстве многих государств (США, Великобритания, Россия) закреплено, что международные организации могут действовать на их территории в качестве юридических лиц. Юридический комитет ООН провел исследование международной и национальной судебной и арбитражной практики, результаты которого показали, что все национальные правоприменительные органы признают за ММПО статус юридических лиц.

Международные организации представляют собой юридические лица особого рода - международные юридические лица. Поскольку ММПО возникают в рамках международного правопорядка, качество юридического лица может возникнуть у них только на основе МПП. Частноправовой статус организации закреплен в ее уставе, который является международным договором. В дальнейшем статус ММПО как международных юридических лиц закрепляется в международных соглашениях с участием этих организаций и в правовых актах, принимаемых самими ММПО. Международные юридические лица являются носителями прав и обязанностей цивилистического характера, возникающих в международном обороте, обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в качестве истцов или ответчиков по частноправовым спорам в правоприменительных органах.

Необходимо учитывать, что гражданская правоспособность ММПО определяется не национальным, а международным правом и имеет серьезную специфику, поскольку речь идет именно о международных юридических лицах. ММПО как субъект МПП обладает привилегиями и иммунитетами (собственности, от национальной юрисдикции, от применения национального права), при этом вступление ММПО в ЧПО предполагает отказ от этих привилегий и иммунитетов. Международные организации как международные юридические лица имеют осложненный, двойственный правовой статус.

Для ММПО существует объективная необходимость заниматься частноправовой деятельностью. Объем и виды частных сделок международных организаций чрезвычайно разнообразны: покупка и аренда недвижимости, покупка офисного оборудования, покупка услуг (эксперты, переводчики, консультанты), заключение трудовых контрактов. Все эти сделки оформляются в традиционной форме договоров подряда, купли-продажи, аренды. Для многих коммерческих фирм заключение контрактов с ММПО считается особо престижными операциями, поэтому многие из таких контрактов заключаются на конкурсной и аукционной основе.

Введение

Виды субъектов международного частного права

Правовое положение физических и юридических лиц, как субъектов МЧП

Дееспособность и правоспособность иностранных граждан

Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования

Взаимность и реторсии

Правовое положение российских граждан за рубежом

Правовое положение юридических лиц

Правовое положение иностранных юридических лиц

Государство как субъект МЧП

Международная межправительственная организация как субъект МЧП

Заключение

Список используемой литературы


Введение .

Возрождение в России частного права открывает новые страницы в истории одной из его наиболее жизнестойких ветвей – международного частного права.

Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых устанавливает «свои» нормы для регулирования одних и тех же общественных отношений. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права – физических и юридических лиц одного государства – в правовых отношениях участвует «иностранный элемент», появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании. Игнорирование иностранной правовой системы и подчинение отношений только одному правопорядку не может обеспечить объективного, адекватного конкретным жизненным обстоятельствам, правового регулирования.

В каждом государстве, важнейшим регулятором общественных отношений является право, а право – это система юридических норм, которая фиксирует определенные отношения; охраняет общеобязательные правила поведения, а также закрепляет права и обязанности лиц.

Международное частное право призвано регулировать взаимоотношения между субъектами МЧП. Особенность положения субъектов МЧП состоит в том, что они выступают не только носителями прав и обязанностей, но и играют главную роль в создании и реализации международно-правовых норм.

В своей работе я попытаюсь раскрыть правовое положение субъектов МЧП, которыми, прежде всего, являются физические и юридические лица, а иногда – государства, их основные особенности. На основе изученного материала, постараюсь определить, какое место занимают субъекты в международном частном праве.

Виды субъектов международного частного права.

Субъекты международного частного права (МЧП) - это участники гражданских правоотношений, осложненных «иностранным элементом» .

Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

К числу субъектов международного частного права относятся:

Физические и юридические лица, как субъекты международного частного права являются участниками правоотношений по МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении: МЧП будет регулировать отношения как между двумя физическими или между двумя юридическими лицами, так и между физичес-ким или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим субъектом международного публичного права - с другой.

Государства; нации и народы, борющиеся за независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования, как субъекты МЧП только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в пра-воотношении) будет физическое, либо юридическое лицо. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, или государство и межправительственная организация, не будут регулироваться нормами МЧП. Они бу-дут находиться в сфере действия международного публичного нрава.

Следовательно, если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то другой стороной для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.

В моей работе будут рассмотрены основные субъекты МЧП, которые имеют свое правовое положение, их я рассмотрю ниже, раскрыв специальные юридические категории. Для физических лиц такими категориями будут дееспособность и правоспо-собность; для юридических - личный статус и «национальность»; при характеристике субъектов международного публичного права категори-ями, раскрывающими особенности их участия в гражданско-правовых отношениях международного характера, являются государственный суверенитет, суверенитет народов и наций .

Правовое положение физических и юридических лиц, как субъектов МЧП.

Дееспособность и правоспособность иностранных граждан.

В МЧП Российской Федерации вопрос о право- и дееспособ-ности возникает либо применительно к иностранным гражданам, находя-щимся на территории Российской Федерации, либо применительно к рос-сийским гражданам, пребывающим за рубежом. Укачанные юридические категории также подходят для характеристики апатридов и бипатридов. В законодательстве РФ имеются нормы, одновременно характеризующие правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов). Что касается бипатридов, то этот «вид» физических лиц сравнительно недавно стал предметом регулирования в законодательстве РФ, в МЧП РФ он ещё не получил закрепления. Учитывая это, ниже речь преимущественно будет идти о правовом положе-нии иностранных граждан и лиц без гражданства.

Прежде чем вести речь о коллизионных привязках, формулирующих выбор права при определении право- и дееспособности, нужно четко оп-ределить, что включают в себя понятия «иностранные граждане» и «лица без гражданства». В соответствии с Законом СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» 1981г. (действующим до принятия, российского закона) к иностранным гражданам относятся лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному государству. К лицам без гражданства предъявляют-ся два требования: 1) чтобы они не были гражданами РФ и 2) не принад-лежали к иностранному государству. Кроме того, аналогичное содержание указанных понятий дается в Законе о гражданстве РФ от 28.11.91г. (в ред. Федерального Закона от 6.02.95г.).

Понятие «иностранные лица» содержится также в Федеральном Законе России «О государственном регулировании внешнеторговой деятель-ности» от 13.10.95г. Для целей регулирования внешнеторговой деятель-ности этим понятием применительно к физическим лицам обозначаются лица, не имеющие постоянного или преимущественного места жительства на территории Российской Федерации и не зарегистрированные в ка-честве предпринимателей.

Иностранные граждане подразделяются на постоянно проживающих и временно находящихся на территории России. Учитывая это обстоятельство, к определению право- и дееспособности иностранцев следует подходить дифференцированно. Вместе с тем, ни в Основах, ни в проекте ГК Российской Федерации нормы, регламентирующие право- и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Рос-сии, не содержат какой-либо дифференциации. Следовательно, особенно-сти правового положения постоянно проживающих и временно находя-щихся в РФ иностранцев будут закреплены в специальных двусторонних, соглашениях. Как правило, в таких вопросах, как трудовая деятельность, реализация права на жилье, социальное и медицинское обеспечение, обра-зование, иностранцы, постоянно проживающие в России, пользуются в полном объеме теми же правами, что граждане РФ.

Иностранцы и лица без гражданства пользуются в России граждан-ской правоспособностью наравне с российскими гражданами.

Такое положение закреплено в российском законодательстве (ст.160 Основ ГЗ) и выражает принцип национального режима. В силу этого режима иностранным гражданам и юридическим лицам предоставляется такой же режим, какой предоставляется отечественным гражданам и юридическим лицам. Поскольку на иностранных физических и юридических лиц распространяются те права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические и юридические лица, все они ставятся в равное положение. Однако закон за-крепляет возможность устанавливать изъятия из этого принципа . Такие изъятия содержатся во многих российских законах и касаются возможно-сти для иностранцев или занимать некоторые должности, или иметь оп-ределенные (в том числе, имущественные) права. Так, например, иностранцы не могут быть судьями, прокурорами, они не могут занимать должности в органах государственной власти и управления, в экипажах морских и воздушных судов.

В ряде российских законов для иностранцев содержатся ограничения для осуществления права на занятие определенными видами деятельнос-ти. Так, например, в области предпринимательской деятельности к ино-странцам предъявляются дополнительные требования: иностранцам пре-доставляется право заниматься предпринимательской деятельностью в России при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйствен-ной деятельности в стране их гражданства .

В Федеральном Законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» 1995г. иностранным гражданам (а также лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам) предоставляется пра-во заниматься архитектурной деятельностью на территории РФ только в случае, если это предусмотрено в соответствующем международном до-говоре; в противном случае они могут принимать участие в архитектур-ной деятельности только совместно с архитектором - гражданином РФ (или российским юридическим лицом).

В соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных пра-вах» 1993г., за иностранцем признается авторское право на произведе-ние, впервые выпущенное в свет за пределами территории Российской Федерации, лишь при наличии соответствующего международного до-говора.

Не все ограничения, установленные для иностранцев в российском законодательстве, можно считать обоснованными. Так, например, в соответствии с Федеральным Законом от 15.11.95г. «О сельскохозяйственной кооперации», иностранцы не могут быть членами сельскохозяйственного кооператива; в соответствии с Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.92г., иностранный гражданин не может быть частным детективом. Иностранцы не могут быть также аттестованы и зарегистрированы в качестве патентного поверенного (Положение о патентных поверенных, утвержденное Поста-новлением Правительства РФ от 12.02.93г.); они не наделены правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием (Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденное Постановлением Прави-тельства РФ от 23.06.93г.).

В отличие от гражданской правоспособности иностранцев, которая определяется российским законодательством, гражданская дееспособ-ность определяется их личным законом. Это значит, что вопросы, определяющие способность человека вступать в брак, приобретать собственность, осуществлять трудовую дея-тельность, совершать различного рода сделки, регулируются по праву государства, гражданином которого является иностранец (или по праву его места жительства). Для лиц без гражданства гражданская дееспособ-ность устанавливается по праву постоянного места жительства.

В российском законодательстве определены ситуации, при которых гражданская дееспособность иностранцев и лиц без гражданства будет определяться только по российскому праву.

Из указанного классического принципа определения дееспособности иностранцев по личному закону существуют исключения.

Во-первых, это касается сделок, совершаемых иностранцами (лицами без гражданства) на территории РФ. Это означает, что иностранец, за-ключая в России договор мены, купли-продажи, залога, займа и другие сделки, не может впоследствии оспаривать их действительность, ссыла-ясь на то, что в момент заключения сделки он не достиг установленного законодательством государства, гражданином которого он является, со-ответствующего возраста или были выявлены какие-либо другие препят-ствия для участия в сделке.

Во-вторых, по российскому праву будет определяться гражданская дееспособность иностранцев (лиц без гражданства) в отношении обяза-тельств, возникающих вследствие причинения вреда в Российской Феде-рации.

И, наконец, в-третьих, российский законодатель подчинил российско-му праву решение вопросов о признании в РФ иностранцев или лиц без гражданства ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими и объявлении их умершими.

Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Иностранные физические и юридические лица на территории принимающего государства обладают соответствующими правами и несут определенные обязанности. Условия предоставления прав отражают два вида режима, распространенных в мировой практике. Такими режимами являются:

  • национальный режим - наделение иностранных физических и юридических лиц такими же правами и обязанностями, какие имеют собственные граждане и юридические лица;
  • режим наибольшего благоприятствования-предоставление физи-ческим и юридическим липам одного иностранного государства такого же объема прав и полномочий, которыми обладают граждане и юриди-ческие лица, любого другого иностранного государства.

Как уже упоминалось выше, национальный режим чаше всего применяется в отношениях с иностранными физическими лицами. Норма о предоставлении национально-го режима включается во многие международные договоры об оказании правовой помощи. Она закреплена в Конституции РФ, в Законе о право-вом положении иностранных граждан в СССР 1981г. и во многих других законодательных актах: данная норма реализуется в положении о том, что иностранные граждане в РФ пользуются такими же правами, что и российские граждане.

Принцип национального режима действует в отношении права собственности иностранцев. На них распространяются все общие правила нашего законодательства в отношении собственности граждан. Это касается круга предметов, которые вообще могут принадлежать иностранцам, и пределов осуществления иностранцами их права собственности. Например, если иностранец везет в РФ оружие, то ни законность приобретения оружия за рубежем, ни правомерность владения им, когда он жил в другой стране, не являются основанием для владения оружием в РФ. Иностранец может владеть оружием в РФ лишь при выполнении условий, установленных нашим законодательством.

Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнение их с нашими гражданами в области гражданских прав, но и возложение на иностранцев как участников гражданских правоотношений обязанностей, вытекающих из правил нашего законодательства.

Например, согласно ст. 444 ГК РСФСР, из факта причинения вреда жизни, здоровью и имуществу гражданина или организации возникает обязательство по возмещению вреда. Такое

В научной и учебной литературе вместо понятия «субъекты» часто используется термин «лица», употребление которого связано с историческими традициями, заимствованны-ми ещё из римского права

Подробнее о международной правосубъективности наций и народов, государственно-подобных образовании, межправительственных организаций см. в учебнике «Международное публичное право» под ред. проф. К.А. Бекяшева в гл.5 «Субъекты международного права». М.: Проспект, 1998.

Положение государственно-подобных образований; наций и народов, борющихся за свободу и независимость, в отношениях, регулируе-мых МЧП аналогично положению меж-правительственных организаций.

Из последних публикаций по вопросам правового положения иностранных физичес-ких лиц в Российской Федерации см.: Ануфриева А., Скачков Н. Иностранные физические лица: правовое положение в России. // Российская юстиция № 6,7. 1997; Дмитриев Ю.А., Корсик К А. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации. М.: Манус-крипт, 1997.

Введение

Субъектами МЧП выступают субъекты различной юридической природы, а именно как субъекты международного права (государства, международные межправительственные организации), так и субъекты национального права (физические и юридические лица).

Появление государств, а затем системы государств осуществление ими не только внутренних, но и внешних функций привело к развитию международного сотрудничества в различных областях. Эти отношения регулируются нормами международного публичного права и международного частного права. В отличие от отношений, которые регулируются международным публичным правом (главное место занимают политические взаимоотношения государств - обеспечения мира, безопасности и т.д.) отношения, регулируемые международным частным правом выделяются в особую группу частноправовых отношений, которые имеют международный характер, это, прежде всего имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения (в области авторского, патентного права).

Необходимо отметить, что если в международном публичном праве основными субъектами являются государства, то в международном частном праве основным субъектом является не государство, хотя государство и может выступать в этом качестве, а отдельные лица - физические и юридические.

Цель работы - изучение правового положения государства как участника гражданско-правовых отношений по международному частному праву.

международное частное право государство

Субъекты международного частного права: виды, краткая характеристика

Субъекты международного частного права (МЧП) - это участники гражданских правоотношений, осложненных "иностранным элементом".

Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

К числу субъектов международного частного права относятся:

1) физические лица (граждане; лица без гражданства - апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);

Лицо без гражданства (апатрид) не состоит в гражданстве данного государства и не имеет юридически значимых доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Правовое положение апатрида в первую очередь определяется законом государства проживания. При переезде апатрида в другое государство его связь с прежним государством автоматически прекращается и возникает новая связь с государством, где оказался. Права и обязанности апатрида, приобретенные в прежнем государстве, автоматически не возобновляются. Они признаются только в том случае, если в новом государстве действует закон относительно перехода этих прав и обязанностей или это государство выполняет соответствующие международные обязательства. Что касается граждан иностранных государств, то они подчиняются не только правопорядку страны пребывания, но сохраняют права и обязанности по отношению к своему государству. У иностранных граждан как граждан определенного государства существуют юридически регулируемые правоотношения с этим государством независимо от места нахождения данных граждан. Подобное государство, требуя лояльности от своих граждан, обязано обеспечить им установленные законом права и защиту как на собственной территории, так и за рубежом. Государство распространяет свою власть на граждан, даже если они находятся за пределами его территории. В связи с этим граждане этого государства, находясь за его пределами в качестве иностранцев, пользуются по отношению к государству своего гражданства рядом прав, например правом на формирование органов государственной власти, и соответственно несут ряд обязанностей, например обязанность несения военной службы и соблюдения законов своего государства. Такие права и обязанности отсутствуют у граждан одного государства, находящихся на территории другого государства, по отношению к последнему. Отсутствуют они и у лиц, не имеющих какого - либо гражданства, в отношении любого государства.

2) юридические лица (государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации);

Государство определяет пределы и основные направления деятельности юридического лица как носителя прав и обязанностей, обладающего такой же юридической и экономической реальностью, какой обладают физические лица в качестве субъектов права. Поскольку юридическое лицо является производным явлением права (и в то же время его существенным элементом), а право всегда связанно с государством, которое территориально всегда ограничено, то возникает необходимость в "прикреплении" этого юридического лица к определенному государству. Независимо от понимания природы юридического лица, для целей гражданского оборота оно всегда обладает достаточной для признания в качестве субъекта права степенью самостоятельности и независимости.

Выяснение национальной принадлежности (личного закона юридического лица) требуется для определения:

статуса организации в качестве юридического лица;

организационно-право вой формы юридического лица;

требований к наименованию юридического лица;

вопросов создания, реорганизации и ликвидации юридического лица,

в том числе вопросов правопреемства;

порядка приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

внутренних отношений, в том числе отношения юридического лица

с его участниками

способности юридического лица отвечать по своим обязательствам. Соответствующие положения содержатся в ч.2 ст.1202 ГК РФ.

для определения режима деятельности иностранного юридического лица на территории РФ (таможенное и налоговое обложение, правовой режим).

3) государства;

4) нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к их числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);

5) международные межправительственные организации;

6) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви).

Государства; нации и народы, борющиеся за независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования, как субъекты МЧП только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в пра­воотношении) будет физическое, либо юридическое лицо. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, или государство и межправительственная организация, не будут регулироваться нормами МЧП. Они бу­дут находиться в сфере действия международного публичного нрава.

Следовательно, если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то другой стороной для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.

Понятие субъекта международного частного права. Основные и не основные субъекты. Государство как субъект международного частного права. Иммунитет государства. Понятие международных диагональных правоотношений. Юридические лица – субъекты международного частного права. Общая характеристика и виды юридических лиц в России и в зарубежных странах.

Физические лица – субъекты международного частного права. Правовое положение иностранцев на территории России. Правовое положение российских граждан за границей. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Международные организации – субъекты международного частного права. Транснациональные корпорации.

Субъект международного частного права - лицо, обладающее по международному частномy праву способностью осуществлять права и юридические обязанности (физическиe и юридическиe лица, а также государство)

Основными субъектами являются такие акторы, международные отношения которых всегда регулируются нормами МЧП. К этой группе субъектов относятся физические лица, юридические лица, международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, общественные организации, политические партии, муниципалитеты, субъекты федераций.

^ Неосновные субъекты - это государство, международные межгосударственные организации и нации, которые борются за свою независимость. Данные образования участвуют в основном в международных публичных отношениях и становятся субъектами МЧП только в том случае, когда они вступают в отношения с невластными субъектами или властными, но не суверенными субъектами (например, с субъектами федераций). Если государство вступает в отношения с другим государством, то такого рода отношения регулируются нормами международного публичного права. Но если государство заключает контракт с юридическим лицом, то такого рода отношения будут регулироваться нормами МЧП. Это так называемые диагональные отношения.

В системе международных отношений центральное место занимает государство. Во внутренней сфере в силу своей властной природы оно является главным субъектом в системе публично-правовых отношений. Но государство может быть и субъектом частноправовых отношений, которые характеризуются независимостью и равноправием субъектов, свободой их воли и неприкосновенностью частной собственности. С одной стороны, участие государства не меняет сущности частноправовых отношений, но с другой - властная природа и суверенитет государства не могут не сказаться на его правовом положении.

Государство - политическая организация, которая занимает главенствующее положение в международном праве.



Государство характеризуется тремя признаками: определенная территория (пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства); население (индивиды, находящиеся и проживающие в пределах определенной территории); государственная власть, с помощью которой осуществляется государственный суверенитет.

Государство как основной субъект международного частного права обладает суверенитетом. Суверенитет является неотъемлемым свойством государства, который представляет собой верховенство государства на своей территории, независимость на своей территории и равноправие во взаимоотношениях с другими государствами.

Государство обладает универсальной международной правоспособностью: государство создает нормы международного права; устанавливает ответственность за их нарушение; определяет международный правопорядок и т. д.

Государство не пользуется никакими преимуществами и имеет те же права и обязанности, что и другие субъекты (физические лица, юридические лица) гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом. Государство имеет права и обязанности:

Основные права: право на независимость; право на мир; право на международное сотрудничество; право на участие в международных договорах без какой-либо дискриминации; право на коллективную или индивидуальную самооборону и др.

Основные обязанности: суверенное государство должно уважать суверенитет и интересы других суверенных государств; государство не может осуществлять свою власть в отношении другого государства. Это исходит из общего принципа международного права - равный не имеет власти над равным, т.е. государства равны, независимо от величины их территории, населения, экономического и культурного развития и т.д., разрешать все споры мирным путем; не применять силу и угрозы силой против территориальной целостности и политической независимости других государств; выполнять свои международные обязательства; уважать и не нарушать права человека; обязанность поддерживать индивидуально или совместно с другими государствами международный мир и безопасность и др.

В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Федерации, а также муниципальные образования участвуют в гражданско-правовых отношениях «на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами».

Из этой статьи следует три положения:

государство может быть субъектом гражданско-правовых отношений;

государство не пользуется никакими преимуществами и имеет те же права и обязанности, что и другие субъекты гражданско-правовых отношений;

нормы, определяющие участие юридических лиц в этих отношениях (п. 2 ст. 124), по аналогии, применяются и к государству.

государства достаточно активно участвуют в различного рода частноправовой деятельности международного характера и выступают субъектами международного частного права. При этом государство, арендуя имущество, заключая иные сделки на территории иностранного государства, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, т.е. его юрисдикции.

Существует два варианта определения иммунитета государства в зависимости от того, с позиций какого государства его рассматривать: либо с позиции государства, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства, либо с позиции принимающего государства. В целом это будут две стороны одного и того же явления.

1. Иммунитет - это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т.е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов другого государства.

2. Иммунитет - это частичный отказ государства от осуществления своей юрисдикции при сохранении ограничений в отношении действий и имущества иностранного государства, т.е. отказ от применения принудительных мер своими судебными, административными и другими государственными органами в отношении иностранного государства.

Не во всех случаях участия государства в международных частноправовых отношениях оно обладает правом на иммунитет. Об этом праве можно говорить лишь тогда, когда данное частное правоотношение каким-либо образом связано с территориальной юрисдикцией иностранного государства: или спор должен быть рассмотрен в иностранном судебном органе, или имущество, на которое нужно наложить арест, находится на территории иностранного государства и т.д.

Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из следующих элементов: судебного иммунитета; иммунитета от применения мер по предварительному обеспечению иска; иммунитета по принудительному исполнению судебного решения; иммунитета собственности государства; иммунитета от применения иностранного права.

Судебный иммунитет - юрисдикционный иммунитет в узком смысле слова как неподсудность государства суду иностранного государства.

Меры по принудительному исполнению иностранного судебного решения. В отношении государства и его собственности не могут быть приняты какие-либо принудительные меры по исполнению иностранного судебного (арбитражного) решения любыми органами этого и любого другого иностранного государства.

Иммунитет собственности государства означает правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.

Иммунитет от применения иностранного права, который часто называют иммунитетом сделок с участием государства, т.к. он чаще всего возникает по поводу обязательств, вытекающих из сделок.

Функциональный иммунитет. Этот вид иммунитета основан на принципиальном разграничении функций государства на публично-правовую и частноправовую. Если государство действует как суверен, совершает акт властвования, т.е. выступает как носитель суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, в т.ч. и в частноправовой сфере. Если государство выступает в качестве частного лица, занимается коммерческой деятельностью, то тогда оно иммунитетом не обладает. Следовательно, в зависимости от осуществляемых функций государство может выступать либо в качестве суверена, носителя публичной власти, либо в качестве частного лица.

Ограниченный иммунитет. Уже из названия ясно, что данный вид иммунитета исходит из необходимости ограничения иммунитета. В отличие от функционального, который ограничивает иммунитет на основе общего принципа (критерия) - деления деятельности государства на суверенно-властную и частную, ограниченный иммунитет не использует формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Эти случаи могут быть сформулированы самими государствами как на двусторонней, так и на многосторонней основе, в т.ч. универсальной.

Статья 127 Гражданского кодекса РФ гласит, что особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Под национальностью юридического лица понимается личный закон организации и ее государственная принадлежность.

Критерии определения «национальности» юридических лиц решаются по-разному в различных государствах:

Критерий инкорпорации - юридическое лицо принадлежит тому государству, где оно создано.

2. Критерий оседлости - юридическое лицо принадлежит тому государству, где находится его правление, административный центр.

3. Критерий центра эксплуатации - юридическое лицо принадлежит тому государству, где осуществляется его основная хозяйственная деятельность.

Понятие «национальность» юридического лица не имеет и не может иметь того значения, которое оно имеет в применении к физическому лицу. «Национальность» означает в применении к физическому лицу его гражданство - государственную принадлежность.

В соответствии со ст. 1202 Гражданского кодекса РФ:

1. Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.

2. На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

требования к наименованию юридического лица;

вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

3. Юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.

Личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена.

К деятельности такой организации, если применимым является российское право, соответственно применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа отношения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранным юридическим лицом признается такое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено и которое вправе, в соответствии с законодательством указанного государства, осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.

Правовое положение иностранных юридических лиц определяется торговыми договорами, договорами об избежании двойного налогообложения и т.д.

Наиболее распространенными правовыми режимами в сфере экономической деятельности для иностранных участников являются национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами нашего законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами. Основные положения о применении права к юридическим лицам содержатся в п. 1 ст. 1202 ГК. «Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо».

Таким образом, современное российское гражданское законодательство исходит при определении «национальности» юридического лица из критерия инкорпорации.

Согласно п. 2 ст. 1202 на основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

статус организации в качестве юридического лица;

организационно-правовая форма юридического лица;

требования к наименованию юридического лица; вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в т.ч. вопросы правопреемства;

порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей.

В торговых договорах с иностранными государствам определяется,

во-первых, к какому государству относится соответствующее юридическое лицо, поскольку там устанавливается принцип определения «национальности» юридических лиц;

во-вторых, предусматривается взаимное признание правосубъектности этих юридических лиц;

в-третьих, содержатся правила о режиме юридических лиц, о режиме наибольшего благоприятствования или национальном режиме. По торговым договорам иностранным юридическим лицам обычно предоставляется режим наибольшего благоприятствования.

Термин «физические лица» применяется в гражданском законодательстве и в международных соглашениях для обозначения людей как субъектов права. Понятие физического лица позволяет отграничить этих субъектов частноправовых отношении от лиц юридических. С позиций МЧП к физическим лицам относятся все участники соответствующих правоотношений независимо от их гражданства. Это могут быть российские граждане, граждане других государств и лица без гражданства. Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Лицо без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства. Для проблематики международного частного права имеет значение и определение понятий беженца и переселенца.

Положение иностранцев в России определяется, прежде всего, Конституцией РФ (принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

Согласно Конституции иностранные граждане и лица без гражданства обладают в РФ правами и обязанностями наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Правовое положение беженцев в России определяется Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. и Протоколом, касающимся статуса беженцев, 1967 г., а также Федеральным законом «О беженцах».

Под беженцем в Законе «О беженцах» понимается лицо, которое не является российским гражданином и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны, не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений, либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Положение иностранцев в Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ 1993 г. В соответствии с ч. 3 ст. 62 иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Использование иностранными гражданами своих прав в Российской Федерации не должно наносить ущерба интересам общества и государства, правам и законным интересам граждан Российской Федерации и других лиц.

Важное значение для определения правового положения иностранцев в любой стране должны иметь общепризнанные принципы и нормы общего международного права о правах и свободах человека. Общепризнанные принципы и нормы общего международного права зафиксированы в следующих актах:

1. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина, 1948 г. В этой декларации провозглашаются основные права (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, политические и гражданские права, право на свободу мысли, совести, религии и другие личные права). Зафиксированы основные принципы: принцип свободы, принцип равенства и др. Всеобщая декларация содержит нормы, носящие декларативный характер, т.е. рекомендательный, но, несмотря на это, декларация играет важную роль в утверждении прав человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк,16 декабря 1966 г.) и др.

В этих двух актах дается более детализированный перечень прав человека и гражданина по отношению к Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Иностранный гражданин подчиняется праву своего государства, а также праву государства, на территории которого он находится.

В соответствии со ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» дает следующие понятия: гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; иное гражданство - гражданство (подданство) иностранного государства; двойное гражданство - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

В соответствии со ст. 6 «Двойное гражданство» гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» предусматривает следующее:

Граждане Российской Федерации и лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом (свидетельством), подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Закон РФ «О средствах массовой информации» определил ограничения, связанные с учреждением теле-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих телевещание (ст. 19.1.). Такие ограничения заключаются в следующем:

Иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителем теле-, видеопрограмм.

Иностранный гражданин либо лицо без гражданства и гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации, либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1195 Гражданского кодекса РФ личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Данная статья определяет две коллизионные привязки: привязки к закону гражданства лица и привязки к закону места жительства лица.

Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом.

Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности.

Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.

Права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другими законами.

В соответствии со ст. 19 Гражданского кодекса РФ, в случае перемены имени любой гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления об этом своих должников и кредиторов, гражданин несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени. Не допускается приобретение прав и обязанностей под именем другого лица.

В соответствии со ст. 1199 Гражданского кодекса РФ опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство.

Обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем).

Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечитель определяется по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.

Признание в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняются российскому праву.

Статья 1201 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности.

Международные организации

Для того, чтобы существовать в гражданско-правовых отношениях, международные организации наделяются правами юридического лица. Его образование санкционируется соответствующим правопорядком. Например, ООН – юридическое лицо штата Нью-Йорк (США), ЮНЕСКО – французское юридическое лицо, МОТ, ВОЗ и др. – юридические лица кантона Женева, МВФ – юридическое лицо федерального округа Колумбия, МАГАТЭ – австрийское юридическое лицо. Хозяйственная деятельность международных организаций носит достаточно широкий характер. Например, МАГАТЭ, будучи специализированным учреждением ООН, осуществляет наряду с контролем и координацией сотрудничества государств непосредственные научные исследования в области ядерной энергетики -> программа перепоручение проведения исследований национальным институтам -> договоры, которые имеют гражданско-правовую природу.

Международные организации становятся правосубъектным в цивилистическом смысле образованием с момента регистрации ее устава (учреждения) либо включения в реестр юридических лиц государства местонахождения, которое, как правило, указывается в ее учредительных документах. В этой связи правосубъектность такого юридического лица определяется по закону того государства, в котором находится штаб-квартира межгосударственной (межправительственной) институции.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.