Индивид в сфере права. Правовые гарантии самореализации личности. Правовая система: понятие, структура, функции Характеристика основных черт и особенностей англо-саксонской системы права

от руководителей смежных или подчиненных подразделении, от специалистов; исходящие письма, подготовленные на подпись; докладные и даже документы частного характера, не относящиеся к делу или выходящие за пределы компетенции данного работника. Каждая микрогруппа выступает в роли лица, принимающего решение - судьи, адвоката, присяжного, главы юридического отдела и др. Обучающимся необходимо предложить решение возникшей проблемы, корректное как с юридической точки зрения, так и с позиции правил делового общения5.

Кроме того, учебная тема «Письменное деловое общение в юридической деятельности» предполагает также выполнение и защиту обучающимися групповых проектов «Служебный документ».

Будущим юристам необходимо, пользуясь методическими материалами, характеризующими различные виды письменного общения, разработать какой-либо служебный документ, например, деловое письмо (письмо-просьба, письмо-приглашение, письмо-подтверждение, письмо-извещение, письмо-напоминание, письмо-предупреждение, письмо-декларация (заявление), письмо-распоряжение, письмо-отказ, сопроводительное письмо, гарантийное письмо), отчет, справку, заявление, распоряжение, доверенность и др.6

В методических материалах дается сущность каждого служебного документа, его структурные компоненты, требования к их оформлению, и использованию речевых оборотов.

1 См.: Родионова О.С. К вопросу о привлечении внимания студентов к изучению немецкого языка // Язык и мир изучаемого языка. 2013. № 4. С. 171-173.

2 См.: Родионова О.С., Абрамова Н.В. Формирование мотивации изучения немецкого языка в юридическом вузе // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы IV Международной научной конференции. Прага, 2014. № 10. С. 92-97.

3 См.: Родионова О.С. Языковая реализация смысловых отношений в тексте // Лингвометодические аспекты преподавания иностранного языка в вузе: межвузовский сборник научных статей / под общ. ред. Т.А. Гордеевой, О.Б. Симаковой. Пенза, 2014. С. 44-47.

4 См.: Калинина М.Г. Личность преподавателя иностранного языка и задачи, стоящие перед ним // Язык и мир изучаемого языка: сборник научных статей. Саратов, 2013. Вып. 4. С. 116-120.

5 См.: Абрамова Н.В. Формирование культуры иноязычного делового общения студентов-юристов: атореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2012.

6 См.: Абрамова Н.В. Формирование культуры иноязычного делового общения студентов-юристов: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2012.

С.П. Хижняк

ПРАВОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РАЗНЫХ СТРАН И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

В статье рассматривается когнитивный аспект правовой картины мира, ее специфика, в т.ч. и национально-культурная. Обоснована возможность использования данной категории и ее характеристик в лингводидактике при изучении юридического иностранного языка.

Ключевые слова: научная картина мира, наивная картина мира, когнитивная картина мира, национально-культурная картина мира.

© Хижняк Сергей Петрович, 2015

Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой английского языка, теоретической и 212 прикладной лингвистики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

LEGAL PICTURE OF THE WORLD AS THE BASIS OF STUDY OF THE SPECIFICS OF THE LEGAL CULTURE OF DIFFERENT COUNTRIES AND LANGUAGES

The article deals with the cognitive aspect of the legal picture of the world, its specificity, including national and cultural ones; the possibility of usage of this category and its characteristics in in the study of legal foreign language is substantiated.

Keywords: scientific picture of the world, a naive view of the world, cognitive picture of the world, national and cultural world pictures.

Научная картина мира рассматривается как итог развития научного знания в определенной его отрасли и как общие основы теоретического знания, включающего систему понятий, принципов и гипотез. Научное знание в свою очередь служит основой для построения научных теорий. В каждой научной картине мира есть свое ключевое понятие. Так, для физики ключевым является понятие «материя», в картине мира химии - понятие «химический элемент», а в правоведении - понятия «государство» и «право». Научные картины мира состоят из взаимосвязанных и взаимообусловленных фрагментов, соотносящихся с логикой дифференциации отрасли знания на подотрасли. Например, научная картина правоведения состоит из правовых картин мира, соотносимых с отраслями, подотраслями и комплексными отраслями правовой науки.

Научные картины мира могут различаться у разнообразных научных школ и отдельных представителей научного сообщества (авторские картины). Например, е в правоведении специфика научной школы обусловлена восприятием опреде- | ленной теории правовонимания1. Научные картины мира часто соотносятся с а иными картинами мира (наивными и профессиональными), образуя тем самым о парадигму картин мира, соотносимую с определенной предметной областью). О

Правовая картина мира, включающая в себя все правовые явления, отличает- О ся особой сложностью в языке связи с тем, что в ней можно выделить различие | между терминологией права (закона) и терминологией науки о праве (юриспру- в денции), что обусловливает многомерность правовой картины мира. Вся карти- о на мира, закрепленная в праве, входит в систему правоведения, в которой она Ю интегрируется сообразно с теоретическими конструктами науки (норма права, | отрасль права, институт права, механизм правового регулирования и т.д.). К

Связь правовой картины мира с обыденной очевидна, т.к. многие юридические а термины - это терминологизированные единицы общелитературного языка | (лицо, небрежность, неосторожность, negligence, fence и др.), а связи правовой | картины мира с другими научными и профессиональными вариантами картины № мира заметны при анализе терминов различных отраслей права, использующих 1

привлеченные термины других наук2.

Каждое государство имеет собственную историю развития права и правовых 1 отношений. В результате эволюции человеческих обществ возникло большое разнообразие правовых систем, которые характеризуются как сходными (универсальными) чертами, так и специфическими. Последние обусловлены различными культурно-историческими, социальными и экономическими условиями развития государств. Понятие «правовая культура» развивалось с древнейших времен. Его «можно определить как систему исторически сложившихся право- 213

вых традиций, убеждений, ценностей, идей, установок практического правомерного поведения, обеспечивающего воспроизводство правовой жизни общества на основе преемственности. Наиболее яркие выражения правовая культура как одна из составляющих различных локальных цивилизаций находит в традиционно устойчивой совокупности правовых источников, принципов, норм, процедур, традиционном правосознании, сложившихся в процессе длительного взаимодействия правовых, моральных, религиозных стандартов»3.

Универсальность некоторых понятий права обусловливается его характером - быть регулятором всех общественно-экономических отношений в обществе, в связи с чем в правовых системах разных народов формируются сходные понятия (преступление и наказание, судебный процесс, доказательство и др.). Универсальность чести понятийной системы обусловлена и культурно-языковыми контактами народов, историей развития общества. Рецепция римского права и влияние канонического права, например, привели к тому, что еще в эпоху Средневековья правовая доктрина и юридическая техника европейских стран приобрели определенное сходство в системе понятий. Даже английское право, хотя и развивалось относительно автономно от континентального права, много заимствовало от римского права: терминологию и понятия, общие принципы и т.п. Таким образом, национальные системы права, безусловно, имеют не только специфические черты, обусловливающие особенности правовых картин мира, но и общие свойства, зависящие от ряда социально-экономических факторов.

Правовые картины мира в разных языках претерпели значительные изменения в ходе свой многовековой эволюции, но до сих пор обладают определенной 201 спецификой, поэтому наука о праве, как и само право, имеет национально-g культурные особенности. Так, в англосаксонском праве тщательно разработана ^ категория причинности (causation), которой нет аналога в российской правовой | науке. Причинность выражается аксиомами, например, различия между legal | cause и cause-in-fact заключается в следующем: то, что X является фактической | причиной (cause-in-fact), Y не означает, что X - юридическая причина (legal 1 cause) Y. С другой стороны, в англосаксонском правоведении нет понятия меха-

| низм правового регулирования.

| Подобные примеры многочисленны и могут затрагивать различия в катего-

>§ ризации правовой действительности разных государств, использующих один | и тот же язык. Так, в Великобритании с XIII в. формировалась следующая | классификация преступлений (crimes) по степени тяжести: treason - felony f - misdemeanour. По указанным классификационным рядам распределялись термины следующей ступени дифференциации: treasons (high treason, treachery) g - felonies (blackmail, riot и др.) - misdemeanours (conspiracy, malicious damage, § barratry и др.). С конца XIX в. различия между терминами felony и misdemeanour

1 начинают ослабевать, и данная классификация лишается своего практического J значения4. Место этой классификации занимает дифференциация понятий по

направленности преступлений: crimes against the state, crimes against property, crimes against justice, crimes against religion, crimes against reputation, crimes against security, crimes against morality и др. Следует отметить, что классификация на фелонии и мисдиминоры сохранилась до сих пор в праве США. Более того, эти термины стали дифференцироваться по степени тяжести при помощи 214 буквенных индексов: felony A, felony B и т.д.

Национально-культурная специфика может заключаться и в значениях терминов правоведения, что можно показать на примере значения термина презумпция. Презумпция невиновности в США означает принцип законодательства, в соответствии с которым лицо является невиновным до тех пор, пока не будет доказана его вина. В российском праве принцип презумпции невиновности гласит: «в праве положение, согласно которому обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке»5 (курсив наш. - С.Х.).

Даже в семантике английских и американских юридических терминов имеются существенные различия, отражающие особенности государственного устройства этих стран. Так, термин criminal law в английской терминосистеме означает «laws relating to acts committed against the laws of the land and which are punishable by the state». В американской терминологии этот термин имеет значение «laws of state or federal government giving punishment for the breach of the established rules of conduct». В семеме американского термина можно выделить дифференциальные семы "state government" или "federal government", характеризующие национальную специфику устройства правовой системы США, поэтому их можно считать этнокультурными семами, поскольку в США юрисдикция подразделяется на федеральную юрисдикцию и юрисдикцию штатов. В английской правовой системе такого деления не наблюдается, поэтому в семеме английского термина выделяется только сема "punishable by state"6.

Еще больше этонокультурных различий можно обнаружить в сфере правовой номенклатуры: Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Her Majesty"s Courts of Justice of England and Wales, Supreme Court of the United Kingdom, Senior Courts of England and Wales (Великобритания), U.S. Supreme Court, U.S. Federal Court of Appeals, Court of International Trade (США).

Правовая картина мира концептуальна. Это означает, что она обусловлена не только системой терминов и понятий и репрезентируется языковой картиной мира, а также то, что она представляет собой ментальный образ действительности, который богаче и шире языковой репрезентации. Концептуальная правовая картина мира - это система стереотипов правового сознания, которая задается правовой культурой и является не только результатом непосредственного отражения действительности при помощи вербализованных понятий, но и итогом сознательного логико-рефлексивного мышления, учитывающего все многообразие непонятийных явлений, на фоне которых развиваются право и правоведение: вся история развития государства и права, вся совокупность научных парадигм, идеологические установки7, выражающиеся в квалификации явлений действительности как правомерных или противоправных (например, отношение национального права к проблеме активной эвтаназии).

Таким образом, с точки зрения разработки приемов и методов обучения юридическому иностранному языку, преподаватель должен учитывать многомерность и вариативность правовых картин мира8, их соотношение с наивной картиной мира и картинами мира других отраслей знания, а также наличие в ней двух семантических слоев: семантического (представленного в значениях терминов) и непонятийного, который принято называть лексическим (в нашем случае терминологическим) фоном.

1 См.: Евдеева Н.В. Интегративные теории правопонимания в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005.

2 См.: ЛевинаМ.А. Принципы организации вторичных терминосистем права // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 1 (25). С. 126-131.

3 Крашенинникова Н.А. Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры // X Международные Лихачевские научные чтения, 13-14 мая 2010 г. Доклады. URL: http:// www.lihachev. ru (дата обращения: 23.03.2014).

4 См.: Современное зарубежное уголовное право: в 3 т. Т. 3. М., 1961. С. 332.

5 Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М., 1997. С. 105.

6 См.: Максименко Е.С. Национально-культурная специфика отраслевых терминосистем: на материале английской и американской юридической терминологии: дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2002. С. 178.

7 См.: Хижняк С.П. Роль политики и идеологии в истории формирования русской юридической терминологии // Политическая лингвистика. 2014. № 1. С. 273-278.

8 См.: Хижняк С.П. Юридические терминосистемы как особые фрагменты языковой картины мира // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Сер.: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2013. № 2 (20). С. 15-27.

Н.Л. Варшамова, Е.В. Яшина

ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ ДЕЛОВОЙ ПИСЬМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ

Статья посвящена целенаправленному формированию компетенции письменного официального общения в процессе специально организованной учебной деятельности на основе компетентостно-деятельностного подхода через актуализацию сознательно-сопоставительного, сознательно-практического, коммуникативного и интерактивного методов с учетом жанровых особенностей текстов делового письменного общения.

Ключевые слова: письменное официальное общение, текст делового письма, жанровые особенности делового письма, межкультурное взаимодействие.

N.L. Varshamova, E.V. Yashina

FEATURES OF BUSINESS WRITTEN TEXTS

Article is devoted to targeted actions to establish the competence of the written official communication in the course of specially organized educational activity on the basis of competence -active approach through actualization consciously-comparative consciously and practical, communicative and interactive methods, taking into account the genre features of written business communication texts.

Keywords: formal written communication, business writing text, genre features of a business letter, intercultural interaction.

Анализ различных теоретических исследований позволяет определить деловое письмо как особую разновидность текста с ярко выраженной прагматической адресатной направленностью, обратной связью, моноте-матичностью, дискурсивной связью, пространственной и временной точностью, конкретностью, документальностью, приверженностью шаблонам композиционно-тематического структурирования, использованием определенных речевых стратегий соблюдения принципов вежливости и кооперативности.

© Варшамова Нина Львовна, 2015

Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка, теоретической и прикладной лингвистики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

© Яшина Елена Викторовна, 2015

Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка, теоретической и приклад-216 ной лингвистики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

Социальная работа с молодежью в России осуществляется в рамках государственной молодежной политики. С принятием Закона СССР “Об общих началах государственной молодежной политики в СССР” в 1991 году, который, необходимо отметить, прекратил свое действие с распадом Советского Союза, Указа Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах в области государствеиной молодежной политики" от 16 сентября 1992 года №1075, и Постановления Верховного Совета РФ "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской федерации" от 3 июня 1993 года №5090-1 начинается процесс создания структур по реализации государственной молодежной политики, представляющих собой систему органов по делам молодежи, организованных правительствами республик в составе Российской Федерациям, администрациями областей, краев и автономных округов, мэриями городов. 16 сентября 1992 года Указом Президента России создан Комитет Российской Федерации по делам молодежи (преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи 14 августа 1997 г. Указом Президента РФ “О структуре федеральных органов исполнительной власти”) для проведения целостной государственной молодежной политики в соответствии с требованиями проведения адресной и специализированной социальной политики в отношении различных групп и слоев населения, в т.ч. такой социально-демографической группы, как молодежь. В целях создания экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодежи одобрена 15 сентября 1994 года №1922 Указом Президента федеральная программа "Молодежь России". В соответствии с принятыми законодательными и подзаконными актами под государственной молодежной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечении социального и экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека. Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения. Субъектами этой политики являются государственные органы и их должностные лица; молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане. Целями государственной молодежной политики являются: содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста; создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества; расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха; реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи. Государственная молодежная политика, учитывая ее комплексный межведомственный характер, осуществляется путем координации программ отраслевых министерств и ведомств с привлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этом реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах: принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом; принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса; принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и фиэическому развитию. охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни; принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики1. К основным направлениям осуществления государственной молодежной политики относятся: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятотости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи; поддержка деятельности молодежных объединений и содействие международным обменам.

  • 1 Кант И . Соч. Т.0. ч. 0. С.000
  • 2 Мамардашвили М
  • 3 Мамардашвили М . Кантианские вариации. – М..; «Аграф», 0000. С.000.
  • 4 Кант И.
  • 5 Кант И. Сочинения на немецком и русском языках.Т.0. М., 0000. С. 000.
  • 6 Кант И. Сочинения на немецком и русском языках.Т.0. М., 0000. С.000.
  • 30Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998
  • 31Философский словарь. М., 2001. С. 448
  • 32 Л.Т. Бакулина Теория государства и права. Казань, 2000. Стр. 132

Правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Правовая система - сложное, собирательное понятие, отражающее совокупность множества правовых явлений, существующих в обществе.

Правовую систему можно определить как совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, методов, процедур, с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно- организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, реализует меры юридической ответственности.

Понятия «правовая система» и «система права» не тождественны, они соотносятся как «целое» и «часть». Термин «система права» характеризует право с точки зрения его внутреннего устройства, в свою очередь, «правовая система» представляет собой комплексную, интегрирующую категорию, отражающую всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность источников права, механизмов правового воздействия, юридической практики и господствующей правовой идеологии, сформировавшейся в преде^лах юрисдикционной территории конкретного государства.

Иными словами, национальная правовая система - это реальное «живое» право, сформировавшееся и функционирующее в пространственных пределах того или иного государства (правовая система современной России).

В отличие от национальных правовых систем, характеризующих право применительно к отдельным государствам, при помощи категории «правовая семья» характеризуются схожие по структуре и принципам функционирования правовые системы нескольких государств, в комплексе образующие некую правовую совокупность.

Далеко не сразу удалось осознать и понять в полном объеме такую цель юридического познания, как сравнительное правоведение. Для этого требовались столетия и естественный прогресс человечества, развитие права и нарастающее признание его роли в государстве, в обществе, в регионах и в мире. И все же с удовлетворением можно отметить интерес мыслителей Прошлых веков к изучению права "предков" и "соседей". Еще в Древней Греции с ее обилием городов-государств предпринимались попытки изучения их правовых уставов. Римская империя, формируя собственное ставшее классическим "римское право", впитывала и перерабатывала правовые нормы чужеземных народов. В средние века раздробленность обществ делала неизбежным соприкосновение и даже столк

новение юридических правил королевств, княжеств, герцогств, земель. Побеждало "право завоевателя".

Наступают XVI-XVII вв. Просветители широко использовали сравнительный метод как в историческом, так и в страноведческом планах 1 . Английский философ Джон Локк в конце XVII в. развивал учение греческих мыслителей об идее единого естественного закона, действующего и в природе, и в обществе, и в государстве. Локк развил далее учение о естественном праве, сделав акцент на роли личности в системе естественных прав и обязанностей. Этический принцип права на счастье дополняется положением о равенстве людей, о таком состоянии равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными. Тут видны новые подходы к государству и политической власти, отвергавшие их божественные и иные внешние источники. Функции государственных институтов становятся скорее естественно-органическими. Поэтому переход от естественного состояния к гражданскому обществу есть результат общественного договора 2 .

Жан-Жак Руссо в своей теории общественного договора развивает идеи "мандата", "получения" власти от народа и передачи ее избранным. Правление по воле большинства, на основе законов формирует правовое государство. Критически отторгая аристократические традиции итальянских государств, Чезаре Беккариа в своей книге "О преступлениях и наказаниях" (1764 г.) обосновывает принцип равенства на основе закона. Он связывает с книгопечатанием правовой прогресс, поскольку оно сделало широкую общественность хранителем священных законов, вырвав их из рук узкого круга посвященных и правителей 3 .

В середине XVIII в. Шарль Луи Монтескье развивает новую политико-правовую теорию. Критикуя теологические и абсолютистские концепции государства и права, он формирует концепцию разделения властей как идеальное устройство государства, как противовес деспотизму. Не давая ее положений, которые известны читателю, подчеркнем использование мыслителем сравнительного метода. В своих трудах "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734 г.), "О духе законов" (1750 г.) Монтескье анализирует и сопоставляет государственные системы прошлого и настоящего. В частности, большинство древних республик имело, по его мнению, один крупный недостаток: народ имел право принимать активные решения в сфере исполнительной деятельности, к чему он неспособен. Участие народа должно быть ограничено избранием представителей 4 . В трудах Монтескье дан анализ государственного устройства Афин, рассматривается процесс осуществления власти в монархических государствах.

1 См.: Саибов А. X. Сравнительное правоведение и юридическая география мира.

2 См.: Зайченко Г. А. Джон Локк. М., 1988.

11 См.: Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995. С. 75-82.

4 Подробнее см.: Азоркин Н. М. Монтескье. М., 1988.

Известный немецкий философ Георг Гегель часто пользовался методом сравнительного анализа при исследовании социальных и государственно-правовых явлений. В качестве иллюстрации можно привести его статью "Английский билль о реформе 1831 г.". Она посвящена обсуждению в английском парламенте билля о реформе избирательного права с целью расширить и сделать равным представительство в парламенте от различных населенных пунктов и слоев. В процессе анализа Гегель обращает внимание на другое достоинство билля, а именно преодоление взглядов на позитивность как основу всех институтов английского права, которые "даны" властью и отражают скорее "частные" привилегии. В основе же правовых институтов континентальных государств лежат общеправовые принципы справедливости, равенства. Акцентируется влияние Франции на правопорядок в Европе. Отставание Англии объясняется господством в ней аристократических порядков. Критически оценивается и Конституция Германской империи, которая явилась лишь "бесформенным агрегатом частных прав, создавала лишь внешнюю связь между немецкими землями 1 ".

Как видно, великих мыслителей прошлого привлекал как сравнительный историко-правовой, так и сравнительно-институциональный анализ. Выявлялись устойчивые закономерности, достоинства и пороки государственных институтов, обосновывались здравые и полезные советы, как лучше устроить и вести государственные дела. И эта познавательная традиция сохраняется и развивается в дальнейшем в трудах зарубежных и отечественных исследователей.

Интересна в этом плане книга французского юриста и политолога Алексиса де Токвиля, который в 1835 г. опубликовал книгу "Демократия в Америке". Поводом для поездки автора в США послужило желание изучить новшества в системе управления тюрьмами, поскольку во Франции готовился пересмотр Уголовного кодекса. Но замысел изменился и привел А. Токвиля к широкому сравнительному изучению и сопоставлению государственных институтов Америки и Франции. "Полем" сопоставления были разные стороны государственной и общественной жизни США: принцип народовластия, власть в штатах и федерализм, конституция, судебная власть. Изучению были подвергнуты каналы влияния народа на политику и власть, включая партии, печать, выборы. Особое внимание было уделено законодательству и законности и отражению социальных интересов. Отдельные выводы суммированы в сжатом резюме "Значение вышесказанного для Европы" 2 .

Не оставили без внимания возможность сопоставления государственно-правовых институтов К. Маркс и Ф. Энгельс. В историческом плане предметом их анализа были догосударственные и государственные образования, этапы развития рабовладельческих, феодальных и капиталистических государств и перспективы создания безгосударственного коммунистического общества. В то же время отдельные институты современных государств - монархизм, парламентаризм, разделение властей, исполнительная власть, выборы - сопоставлялись в критическом и позитивном аспектах. Мно-

1 Гегель Г. Политические произведения. М., 1978. С. 373-379. 2 Де Токвилъ А. Демократия в Америке. М., 1992.

гочисленные иллюстрации трудового, рабочего, конституционного, гражданского, семейного права в их отдельных проявлениях обнаруживаются во многих трудах основоположников марксизма применительно к Германии, Англии, Франции. В этом видны используемые ими познавательные и социальные функции сравнительного правоведения.

В российской истории можно обнаружить следы взаимного влияния права, как русского, так и иностранного. "Русская правда" была широко известна и высоко ценилась в Европе. Составители Соборного Уложения 1649 г. не могли не учитывать опыта зарубежных кодификаций. Позже внешнее, зарубежное правовое воздействие во многом инициируется царями, которые своим политическим курсом облегчали восприятие в России прогрессивных правовых идей и учреждений. Реформы Петра I, затрагивающие административное управление, в немалой степени отражали содержание и институты правовых систем Швеции, Голландии. Екатерина II, следуя этим же курсом, хотя и поощряла знакомство с идеями Вольтера и французских энциклопедистов, была жестка в отношении их практического применения в России.

Известный французский мыслитель Вольтер в переписке с русской императрицей Екатериной II сообщает в 1770 г. о высокой оценке подготовленного ею "Наказа к составлению свода законов России", который служит упреком французам в их смешной и варварской юриспруденции, построенной на декреталиях папы и церковных норм.

В 1777 г. Вольтер пишет, что получил немецкий перевод Свода законов и начал переводить его на язык варваров-французов. Вольтер и его коллега внесли даже по 50 луидоров в пользу того, кто составит уголовный кодекс, близкий к русским законам и наиболее пригодный для страны, где они живут 1

Формируется в середине XVIII - начале XIX в. отечественная школа права, когда создаются училища правоведения, университеты с отделениями права.

Русско-французская война 1812 г. и последующее влияние восстания декабристов не могло не подтолкнуть Александра I к модификации государственных учреждений. Громадная кодификационная работа Сперанского в первой трети XIX в. была созвучна обновлению права на Западе. Не случайно, видимо, проект гражданского уложения рассматривался позднее как переделка Кодекса Наполеона как по системе, так и по некоторым подробностям.

Примечателен процесс своеобразной "правовой ассимиляции", когда в Свод законов Российской империи 1835 г. не включались многие законы, действовавшие на отдельных территориях Российской империи - в Прибалтике, Польше, Финляндии, на Кавказе. Местные узаконения собирались и обобщались, Сенат издал на русском языке правовые акты Молдавии, Белоруссии, Кавказа. В 40-х гг. был утвержден "Свод местных узаконении губерний остзейских, повелением императора Николая Павловича составленный". После присоединения Финляндии к России было подтверждено действие

1 См.: Вольтер. Избранные произведения. Переписка Вольтера с Екатериной Ü. М., 1947.

на ее территории Шведского Уложения 1734 г., своих брачно-се-мейных, наследственных, вещных, обязательственных норм. В Польше продолжал действовать Французский гражданский кодекс 1804 г. с изменениями разделов о браке и др. В Грузии продолжали руководствоваться обычаями и Уложением царя Вахтанга VI (начало XVIII в.) 1 .

В трудах ученых и писателей России XIX в. мы обнаруживаем много примеров умелого применения методов сравнительно-правового анализа. Одной из интересных попыток такого рода является книга Н. Я. Данилевского "Россия и Европа", опубликованная в 1871 г. В ней содержится глубокий анализ черт общего и особенного в российском государстве и европейских государствах, причем сопоставление дается на широком историко-культурном и этнографическом фоне. Характеристика государства сочетается с анализом его мононациональной и многонациональной структуры на примере Римской империи, Германии и России. Федерация рассматривается как организация власти снизу вверх, и славянский тип общности людей предопределяет, по его мнению, возможность создания славянской федерации с Россией во главе как некоего противостояния Европе 2 . Тут бесспорно влияние идей Бакунина и Лаврова.

Много внимания российские ученые-юристы уделяли сравнительному анализу применительно к отраслям и институтам права. Примечателен в этом смысле "Сборник государственных знаний", изданный в 1875 г. Статьи Ф. Г. Терпера "Акционерное общество" и Д. П. Скуратова "Заметки по поводу акционерного законодательства" построены на сопоставлении законов, положений и уставов России, Англии, Германии, Франции. В критико-библиографическом разделе сборника помещены обзоры и статьи об опыте исследования английских косвенных налогов, о древнем праве балтийских славян. Даны обзоры иностранной литературы по вопросам государственного управления, финансов и военного дела 3 .

Для российской правовой мысли конца XIX - начала XX в. весьма характерно широкое использование сравнительно-правового метода. Его возможности позволили отечественным юристам и философам сопоставлять разные политико-правовые идеи и концепции, оценивать тенденции государственно-правового развития в различных странах. И государствоведы, и цивилисты умело сравнивали отрасли законодательства и правовые институты, обогащая познавательный потенциал науки.

Анализируется историко-сравнительный метод в праве 4 . М. Ковалевский блестяще разработал вопросы представительства и самоуправления на фоне ряда государств. Б. Чичерин в "Курсе государственного права" в историко-сравнительном плане рассматривает элементы государства и его институты 5 .

Н. М.Коркунов в "Лекциях по общей теории права" строго следует историко-сравнительному методу рассмотрения эволюции ча-

1 Подробнее см.: Развитие русского права в первой половине XIX века. М., 1994. С. 25-40. 2 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991 г.

1 Сборник государственных знаний/ Под ред. В. П. Безобразова. Т. II. СПб., 1875.

4 Подробнее см.: Ковалевский М. Историко-правовой метод в юриспруденции и приемы изучения истории права. М., 1880.

5 Чичерин, Б. Курс государственного права. Т. I. СПб., 1894.

стного и публичного права, их соотношение между собой показано начиная с римских юристов и кончая обзором концепций современников 1 .

Весьма аналитичны разработки П. И. Новгородцевым вопросов демократии, причем эволюция взглядов политологов и юристов сочетается с объективным анализом реальных процессов в разных государствах. Отмечая, что древний мир знал только непосредственную демократию и допускал отождествление ее с формой правления, он выделяет положения Руссо о демократии как форме государства, в котором верховная власть принадлежит народу. Самоуправление народа может неодинаково выражаться в монархиях и республиках, и здесь критически оценивается мысль Токвиля о неизбежности демократии как таковой. Язвительно подчеркивается боязнь англичан заимствовать "новое" из Франции. Современное понятие демократии П. И. Новгородцев связывает с идеей правового государства и свободы, равенства личности, с воспитанием народа и повышением его нравственного опыта. Фактическое осуществление народовластия неодинаково в маленькой Швейцарии и в США, Канаде, где велика власть денег и плутократии, во Франции, в Латинской Америке с кругооборотом революций и олигархий. Социализм же ближе стоит к идеологии теократии, чем демократии 2 .

И теоретики права умело и убедительно сопоставляли правовые взгляды и концепции представителей разных школ и государств, обнаруживая то, что их сближало и разделяло. Особенно это касалось отношения к праву, которое нередко воспринималось в России с нигилистических позиций. Б. А. Кистяковский подверг резкой критике такие подходы к праву 3 .

Г. Ф. Шершеневич в "Общей теории права" убедительно показывает достоинства и недостатки разных правовых концепций и отражение в них исторических условий развития права и государства. Критически оценивается роль энциклопедий права, в частности отражение в России и Франции 40-80-х гг. XIX в. композиций германской энциклопедии права. Сравнение с правом других народов допускалось скорее в историческом аспекте. Заимствование правовых образцов признавалось как тенденция развития 4 .

Поворот в отечественном сравнительном правоведении происходит с победой советской власти, когда новая идеология становится основой формирования и развития социалистического права. Полный разрыв с идеями, принципами и нормами буржуазного права привел юристов - ученых и практиков - к отходу от позитивного анализа зарубежных правовых систем. Если в 20-е гг. еще можно встретить благожелательные оценки отдельных иностранных правовых институтов, особенно гражданского права, юридической техники, то в дальнейшем они исчезают. В. И. Ленин в критическом плане оценивал буржуазные институты парламента, местных властей, суда, политические права и свободы граждан, избирательные

1 См.: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1989.

2 См.: Новгородцев П.И. Демократия на распутье. М., 1995. С. 388-406.

3 См.: Кистяковский Б.А. В защиту права// Вехи. М., 1991.

* См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. I. Вып. I. М., 1995. С. 53-58, 171-182, 252-265, 276-308; там же. Т. II. Вып. 2,3,4. M., 1995.

системы. Продолжением этой линии был курс большевиков и КПСС, государства на остро негативное отношение к иностранному праву и откровенно апологетический подход к социалистическому праву. Объективное сравнительно-правовое изучение было заменено в юридической науке и пропаганде в основном критической оценкой, которая создавала впечатление абсолютно ценной и изолированной правовой системы социализма.

В ходе научных исследований, в процессе правотворчества и правоприменения даются разные оценки сравнительному правоведению. По-прежнему дискуссии ведутся вокруг природы, целей и функций, методологии сравнительного правоведения. Сближается ли оно с теорией права и социологией права или приобретает значение самостоятельной отрасли юридической науки, каковы познавательные возможности сравнительного правоведения, ориентировано оно в большей степени на выявление общего и сравнимого или правового разнообразия, специфики и несравнимости, применять ли сравнительный метод на макроуровне права или проводить правовые микросравнения - таков в общих чертах спектр взглядов в данной сфере. Рассмотрим их подробнее.

Наиболее фундаментальным научным трудом, широко известным отечественному читателю, является книга французского ученого Р. Давида "Основные правовые системы современности". Ее первое издание на русском языке вышло в свет в 1967 г., второе - в 1988 г. 1 Используя второе издание книги, отметим прежде всего ее широкий диапазон. В ней есть общая часть - сравнительное право и разнообразие правовых систем - и особенная часть - различные правовые семьи. Сочетание глубокого теоретического анализа с обобщением громадного нормативно-правового материала делает книгу ценнейшим источником изучения и плодотворного развития сравнительного правоведения.

Характеризуя дебют сравнительного права на рубеже XIX- XX вв. и его современное значение, Р. Давид выделяет три его основные функции. Первая связана с возможностями изучения истории права и его философского осмысления. Вторая - использование сравнительного правоведения для лучшего понимания и совершенствования собственного национального права. Третья - сравнительное правоведение весьма полезно для взаимопонимания народов и создания лучших правовых форм международного общения.

Обратим внимание в данной связи на пояснение, даваемое во вступительной статье к книге. Р. Давид стремится преодолеть живучую идею о том, что право есть национальное явление. Выступая против трактовки права как государственного явления, против тесной увязки его с развитием государственности, известный компаративист развивает мысль о "саморазвитии права", не ограничиваемом пределами какого-то государства.

Для общей позиции Р. Давида характерно, с одной стороны, признание тесной связи сравнительного правоведения с теорией права и социологией права, с другой - утверждение о сравнитель-

1 Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1967; Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

ном правоведении как занятии всех юристов, умеющих применять метод сравнительного анализа в рамках разных отраслей юридической науки и законодательства. И все же специалисты-компаративисты пользуются его особой симпатией, поскольку он сам является членом их семьи.

Представляет интерес сборник статей "Сравнительное правоведение", опубликованный в 1978 г. 1 В нем объединены работы ученых-юристов зарубежных социалистических стран, в которых рассматриваются вопросы методологии и методов сравнительного правоведения, цели и задачи применения сравнительного метода, проблемы сравнимости и несравнимости различных правовых систем, критерии и уровни правового сопоставления. Примечательно, что многие общие вопросы анализируются авторами в контексте сравнения права двух общественных формаций - капиталистической и социалистической.

В советской юридической литературе 60-70-х гг. выявилось двоякое отношение к сравнительному правоведению. Появились труды, посвященные его развитию в рамках мировой социалистической системы. Книга А. А. Тилле "Социалистическое сравнительное правоведение" раскрывала возможности применения приемов сравнительного анализа в юридических исследованиях, в практической деятельности 2 . Советские юристы признавали сравнительный метод одним из методов марксистско-ленинской теории государства и права 3 , но далеко не главным, а скорее побочным и второстепенным. Его контрастирующая направленность имела очевидную идеологическую подоплеку.

В то же время хорошие традиции отечественной юридической школы (М. М. Агарков, Е. А. Флейшиц, Л. А. Лунц и др.) создали благоприятную почву для прикладного сравнительного анализа в рамках отдельных отраслей права и законодательства. В гражданском, трудовом, экологическом, уголовном законодательстве эти возможности можно было использовать шире, в ряде отраслей публичного права - значительно сложнее ввиду их очевидной политизированности. Но и в отраслевых науках обсуждался вопрос о предмете социалистического сравнительного правоведения и о спектре применения его методов. Показательны плодотворные попытки сравнительного анализа законодательства союзных республик, которые теперь воспринимаются с особой благодарностью в связи с правовым разнообразием в рамках общероссийской правовой системы 4 . Работы общего характера способствовали развитию исследований в данном направлении 5 .

Изменения на политической карте мира в конце 80-х гг. повлекли за собой перемены в сравнительном правоведении. Полити-

1 См.: Сравнительное правоведение/ Под ред. В. А. Туманова. М., 1978.

2 См.: Тилле А. А. Социалистическое сравнительное правоведение. М., 1975.

3 См.: Файзиев М. М. Использование классиками марксизма-ленинизма сравнительного метода при исследовании государственно-правовых явлений// Советское государство и право. 1973. № 8.

4 См.: Проблемы сравнительного исследования законодательства союзных республик. Ташкент, 1974 г.

5 См.: Туманов В. А. О развитии сравнительного правоведения// Советское государство и право. 1982. № 11.

ческое и экономическое сближение постсоциалистических стран с иностранными государствами дало мощный толчок к открытости правовых систем и их широкому взаимовлиянию. Правда, оно не стало все же взаимным, поскольку "модели западного права" стали рассматривать в качестве образцовых и универсальных. Распространение общих правовых идей, концепций правового государства сопровождалось и сопровождается в настоящее время копированием и механическим заимствованием юридических конструкций и правовых решений. Движение к "общеправовому единству" явно ускорилось.

Поэтому особую значимость приобретает теоретическая разработка проблем современного сравнительного правоведения. В целом ряде статей ученых-юристов, опубликованных в журналах "Государство и право", "Правоведение", "Право и экономика", "Московский журнал международного права" и др., представлены обширные материалы сравнительно-правового анализа применительно к отдельным отраслям, подотраслям законодательства, правовым институтам. Но им не всегда хватает корректности сопоставления, точности оценок возможного "заимствования". Пассивная информативность подчас довлеет над подлинной аналитичностью. Отдельные сравнения проводятся вне общего социального, государственного контекста и правовых систем в целом. Сказанное объясняет возросший интерес к общим проблемам сравнительного правоведения. Отметим в данной связи ряд полезных научных разработок. К одной из них, несомненно, относится книга А. X. Саидова "Сравнительное правоведение и юридическая география мира". В ней содержится анализ романо-германской и иных правовых семей, показывается общее и особенное в развитии правовых семей и правовых систем. Действительно, взаимопроникновение элементов тех или иных правовых систем становится весьма заметной и усиливающейся тенденцией 1 . Но она не перекрывает пути дифференциации правовых массивов, их отпочкования и самостоятельного существования. Поэтому поиски общих закономерностей правового развития желательно сочетать с бережной оценкой правового разнообразия в современном мире.

Полезной является книга-справочник Ф. М. Решетникова "Правовые системы стран мира". В ней 24 очерка о правовых системах иностранных государств, преимущественно Западной Европы. В каждом очерке краткая характеристика государственного строя как бы предпослана анализу правовой системы, источников права и отраслей частного права (гражданского, торгового, семейного и др.) и уголовного права. Рассмотрены судебные системы государств. В целом книга содержит концентрированный нормативный материал, который позволяет читателям самостоятельно изучать и сопоставлять национальные законодательства 2 .

В некоторых учебниках по теории права и государства выделяются главы, посвященные основным правовым системам совре

1 См.: Саибов А. X. Указ. соч.

2 См.: Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. М., 1993.

менности 1 . Но в них дается скорее характеристика разных национальных систем, чем их сопоставление. Не в полной мере определяются общие и специфические тенденции развития. Остается в стороне правовой механизм сближения национальных законодательств, в том числе и под растущим влиянием норм межгосударственных объединений и международных организаций.

Примерно в том же плане написана глава III "Российская правовая система и правовые семьи народов мира" книги В. Н. Синюкова "Российская правовая система" 2 . В ней привлекает внимание описание формирующейся - по мнению автора - славянской правовой семьи. Более широкий круг проблем освещен в главе XI "Сравнительное правоведение: современное состояние и тенденции развития" монографии "Российское законодательство: проблемы и перспективы" 3 . Показана роль актов СНГ и ЕС для гармонизации законодательств государств-членов.

Привлекает внимание книга немецких юристов Цвайгерта К. и Кетца X. "Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права" 4 . Внимание авторов к теории и методологии сравнительного правоведения делает ее полезной для многих юристов, аспирантов и студентов. Понимая под сравнительным правом применение сравнительного метода при изучении права как объекта интеллектуальной деятельности, авторы все же разделяют ранее высказанное мнение о сравнительном частном праве как квинтэссенции всего сравнительного права. Тем не менее исходные позиции о функциях и целях, методах сравнительного права, сравнениях на макро- и микроуровнях не мешают сопоставлять сравнительное право с международным частным и публичным правом и историей и социологией права.

Кроме традиционного взгляда на отдельные правовые семьи авторы попытались дать другой критерий их классификации, а именно "правовой стиль". Это комплексное понятие, включающее историческое происхождение и развитие правовой системы, источники права, господствующие доктрины, идеологические факторы.

1 См.: Общая теория права. М., 1995. С. 341-373; Общая теория права и государства. М., 1994. С. 218-231.

2 См.: CuHwcoe В. Н. Российская правовая система. Саратов. 1994. С. 161-177.

3 См.: Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.

4 См.: Цвайгерт К., Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т. I. М., 1995. С. 8-11.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА

ГАЛИЕВ Фарит Хатипович,

кандидат исторических наук,

доцент кафедры теории и истории государства и права Башкирского государственного университета (БашГУ)

Современная картина мира напоминает собой целый калейдоскоп взаимоотношений, который охватывает всё общество, ибо, как известно, жить в обществе и быть свободным от него невозможно. По мере дальнейшего развития той качественной характеристики, которая позволяет говорить о нашем государстве, опираясь на Конституцию, как о правовом государстве, огромное значение приобретают проблемы, связанные с правовым регулированием общественных отношений и правовой культурой которая, прежде всего, основывается на правовой норме. Поэтому вопросы правового развития общества непосредственно стыкуются с темой правовой культуры. При этом, становится очевидным, что без того специфического окружения, опоры и поддержки других социальных норм, каждая из которых является единственным регулятором своего пласта общественных отношений, правовая культура в принципе немыслима. Эти социальные нормы представляют собой и играют роль специфической ауры для оптимального функционирования и дальнейшего развития правовой культуры, каждая сама по себе представляя определённую национальную специфику. И поэтому правовые культуры разных народов и разных стран не могут не отличаться, ибо в них отражаются эт-нонациональные особенности традиционной культуры того или другого государствообра-зующего народа. Это происходит при всём том, что определяющие принципиальные составляющие правовой культуры остаются, в целом, общеобязательными, например, знание основных требований действующего законодательства и стремление их использовать, или хотя бы соблюдать и придерживаться, в процессе конкретной и реальной жизнедеятельности.

Например, критерием социальной дистанции, позволяющим отделить «своих» от «чу-

жих», служит перечень качеств, которые люди либо высоко ценят в себе, либо считают неприемлемыми. Авторы монографии «Мир глазами россиян: мифы и внешняя политика» на основе проведённых ими социологических опросов населения установили следующие моменты. В соответствии с полученными ими результатами опроса довольно большого количества людей, близкими к россиянам или же «своими» являются народы, которым присущи какие-то специфические черты. Это такие черты характера, обозначаемые как: «душевные», «щедрые», «приветливые», «жизнерадостные», «доверчивые», «простые», «открытые», «гостеприимные», «надёжные», «верные». Как пишут эти же авторы, в роли «чужих» опрошенные выделили тех, кого можно охарактеризовать как: «скрытные», «завистливые», «скупые», «алчные», «агрессивные», «лицемерные», «властные», «хитрые», «подлые» и т.д.1 Политические границы все чаще корректируются, чтобы совпасть с культурными: этническими, религиозными и ци-вилизационными, подчёркивает и С. Хантингтон. Он пишет, что «когда приходит кризис идентичности, для людей, в первую очередь, имеет значение кровь и вера, религия и семья. Люди сплачиваются с теми, у кого те же корни, церковь, язык, ценности и институты, и дистанцируются от тех, у кого они другие»2.

При всём этом, ради объективности, мы сюда же должны присовокупить и наличие в обществе политической свободы, соответствующего уровня экономического развития, специфику политико-правового режима, доминирующие в сегодняшнем нашем обществе традиции и обычаи, и даже особенности географии региона. «Фундамент истории народа есть исто-

1 Мир глазами россиян: Мифы и внешняя политика / Под ред. В.А. Колосова. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. С. 108.

2 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Самюэль Хантингтон; пер. с англ. Т. Велимеева. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. С. 185-186.

рия его труда по преобразованию природы, среди которой он живет, - отмечает Г. Гачев. - Это двуединый процесс: человек пропитывает окружающую природу собой, своими целями, осваивает её - и одновременно пропитывает себя, всю свою жизнь, быт, всё своё тело и опосредованно душу и мысль - ею. Приспособление природы к себе есть одновременно гибкое и виртуозное приспособление данного коллектива людей к природе. Так что культура есть прилажен-ность - человека, народа, всего натворенного ими, выплетенного за срок жизни и историю, - к тому варианту природы, который ему дан»1.

Г. Гачев обращает внимание на то, что у каждого народа среди множества формулировок вопросов, которые задают люди друг -другу, можно выделить один самый существенный вопрос. У немцев это - «почему?». Их интерес направлен к происхождению, к причинам появления вещей. У французов это - «для чего?» с оттенком «зачем?». При этом, цель важнее причины. Для англичан и для американцев, пишет Г. Гачев, это вопрос - «как?». Как вещь работает? Как сделана? А для россиян, по мнению Г. Гачева, этим самым существенным вопросом является - «чей?». Г. Гачев пишет о том, что недаром и фамилии русские все пос-сесивны, родительны: Иван - ов, Пушк - ин и др. Правовая культура способна развиваться только в том обществе, в котором полноправно функционируют все остальные социальные нормы, которые за всё время своего существования и функционирования выработало данное общество, и в этом заключается основная сущность синкретизма правовой культуры. Например, в недавнем прошлом во всех людных местах в рамочке под стеклом висел «Моральный кодекс строителей коммунизма». Сегодня сложно найти человека, который бы рассказал нам, что это такое. Может быть, потому, что все видели, но никто не читал и поэтому не запомнил. Но, тем не менее, это было. И неплохие истины предлагал людям этот кодекс. Однако эти истины не были подкреплены другими истинами, например, религиозного, правового, традиционного происхождения, и даже наоборот, в процессе реализации «Морального коде-

1 Гачев Г. Ментальности народов мира. М.: Изд-во Эксмо, 2003. С. 30.

кса строителей коммунизма» отвергались традиционные и религиозные нормы, на протяжении многих веков регулировавшие общественные отношения. И, так как очень многие стороны жизнедеятельности людей регулировались исключительно на основе и с помощью идеологических установок, правовые нормы тоже оставались где-то на втором плане.

В истории нашего государства мы можем найти еще несколько интересных примеров того, как прошлом пытались ввести в общественное сознание те или иные нравственные установки, которые должны были способствовать более гармоничному устройству общественных отношений. При Петре I это - «Юности честнаго зерцало», при Екатерине II - «Зерцало управы благочиния» и т.д. Справедливости ради необходимо сказать, что очень многие установки перечисленных выше текстов заслуживают внимания и современных людей. В то же время, и в данном случае эти установки с очень большим трудом внедрялись в плоть и кровь тогдашнего общества, потому что не подкреплялись и не поддерживались другими социальными нормами XVIII в.: моралью, традициями, обычаями, преданиями и легендами, и т.д., естественным образом внедрялись в традиционную картину мира.

А.И. Уткин пишет о том, что в современных условиях на Западе глобализаторы предпринимают попытки сформировать некий новый кодекс «прогрессивной общечеловеческой цивилизации», который при обязательном соблюдении всеми лицами обещает соответствующий современным требованиям экономический и цивилизационный успех. Примером такой кодификации является создание неких новых десяти заповедей.2 Трудно предсказывать судьбу данной затеи, но, тем не менее, искусственное вмешательство в естественные процессы ещё никогда не завершалось успешно.

В истории религиозных учений многие религиозные установки, каноны и заповеди сопровождаются примерами из жизни основных персонажей и действующих лиц той или иной религии: Иисуса Христа, Мухаммеда, различных пророков и иных знаменательных личностей, по-

2 Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2001. С. 185-186.

тому что религиозное учение все равно, что теория. В данной ситуации теоретические выкладки должны быть дополнены иллюстрациями возможности достижения этих установок. К примеру, возможность самоотверженного труда во благо общества, образцы преданности идеалам революции, патриотизма, верности идеям коммунизма и т.д. в условиях советской власти тоже показывались в образах Павки Корчагина, Павлика Морозова, молодогвардейцев, стахановцев и т.д. «Такие демократические ценности, как свобода, плюрализм, толерантность, сами по себе достаточно абстрактны, - пишут Г.А. Чупи-на и В.И. Шершаев. - Конкретизацию они получают в рамках определенной национальной идеологии, социальной истории, культурных традиций. Абсурдна «свобода без берегов», ибо она обращается в свою противоположность -насилие. Свободу и право имею не только Я, но и Другие. Границы свободы задают культура, мораль право. То же можно сказать о плюрализме и толерантности: здесь также возникает аспект пределов применимости, обусловленных национально-культурной целесообразностью. Ведь это всего лишь формы демократического общения, выражения позиций, мнений, интересов. Форма, в том числе правовая, не должна подменять содержание, если мы не намерены существо демократии свести к устроительству гей-парадов и домов терпимости»1. В современном цивилизованном мире трудно найти такую правовую норму, которая бы противоречила основным установкам других социальных норм, и с этим многие не смогут не согласиться.

Р.Г. Абдулатипов, который в трудные 90-е гг. был Председателем Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации, пишет о том, что «право в идеале -это договор между отдельным человеком, которому предоставлена личная свобода, и обществом. Договор этот должен быть закреплён как правовыми актами, так и нравственными нормами. Государство, как правило, навязывает право, а личность может предложить нравственность. И от того, насколько законно и демократично само государство, зависит возмож-

1 Чупина Г.А., Шерпаев В.И. Нужна ли России общенациональная идеология? // Росс. юрид. журнал. 2008. № 4(61). С. 21.

ность влияния права на жизнедеятельность отдельного чело

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Пoхожие научные работыпо теме «Государство и право. Юридические науки»

  • Современные параметры правовой культуры
  • Цифровые параметры правовой культуры

    ГАЛИЕВ ФАРИТ ХАТИПОВИЧ - 2012 г.

  • Социальные нормы гражданского общества и правовая культура

    ГАЛИЕВ ФАРИТ ХАТИПОВИЧ - 2011 г.

  • Об идее правового государства для России и не только для нее. Рецензия на книгу раянова Ф. М. : правовое государство в современном мире. Германия, 2012

    ГАЛЕЕВ ФАРИД ХАТИПОВИЧ, ФАРХУТДИНОВ ИНСУР ЗАБИРОВИЧ - 2013 г.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.