Основные положения законодательства об охране труда. VI. Основные положения законодательства об охране труда Труда женщин, лиц с семейными обязанностями

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский психолого-социальный институт

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра управление персоналом

Реферат

по дисциплине: «Правоведение»

на тему: «Охрана труда. Законодательство об охране труда»

Выполнила:

Яковлева Ольга Евгеньевна

студент 1 курса, гр. 210 УПЗУ

Оценка:________________

_______________/_____________/

(Подпись) (ФИО)

Москва 2010г.

Введение

Законодательство по охране труда в настоящее время характеризует то, что сейчас натерритории Российской Федерации действует около 3 тысяч нормативных актов, регулирующих отношения в сфере охраны труда, большая часть которых принята еще исполнительными органами бывшего СССР, такие как Постановления Совмина РСФСР, Кабинета Министров СССР, Совмина СССР и ВЦСПС, Госкомтруда СССР и ВЦСПС, приказы, письма различных Министерств и ведомств, государственные нормативы, методические указания.

В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Для осуществления закона в полной мере необходимо наличие и функционирование государственной системы управления охраной труда.

08.06.1997 г. в Санкт - Петербурге Межпарламентская Ассамблея государств – участников содружества независимых государств постановила о принятие модельного закона "Об охране труда" и рекомендовала его для использования в национальном законодательстве.

Настоящий Закон устанавливает основные положения по реализации конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, обеспечению единого порядка взаимоотношений между работниками и работодателями по вопросам охраны труда на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от вида собственности и подчиненности (далее - организация) .

В правовом регулировании охраны труда, этой важнейшей сферы трудовых отношений, наметились новые тенденции. Так, 6 августа 1993 г. был принят очень важный документ - Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (с последующими изменениями и дополнениями). Новым этапом развития указанного института трудового законодательства явилось принятие Федерального закона РФ от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации", в 1998 году Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". 30 декабря 2001 г. был принят важнейший законодательный акт в сфере регулирования трудовых отношений – «Трудового кодекса Российской федерации», который вступил в действие с 1 февраля 2002 г.

В данной работе предполагается рассмотреть основные элементы государственного правового регулирования вопросов охраны труда.

1. Основные направления государственной политики

в области охраны труда

Законодательство по охране труда в настоящее время характеризует то, что сейчас на территории Российской Федерации действует около 3 тысяч нормативных актов, регулирующих отношения в сфере охраны труда, большая часть которых принята еще исполнительными органами бывшего СССР, такие как Постановления Совмина РСФСР, Кабинета Министров СССР, Совмина СССР и ВЦСПС, Госкомтруда СССР и ВЦСПС, приказы, письма различных Министерств и ведомств, государственные нормативы, методические указания.

Столь крупная нормативная база документов, принятых еще к тому же в иных социально-экономических условиях создает определенную сложность в регулировании отношений в сфере охраны труда.

В министерствах и ведомствах Российской Федерации, а также концернах, ассоциациях и других объединениях, предприятиях предусмотрено создание служб охраны труда. Причем законодательно установлено, что такие службы должны создаваться в обязательном порядке. Если они не создаются, то это надо расценивать как нарушение требований законодательства.

Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 1 ФЗ "Об основах охраны труда в РФ"). Эти мероприятия проводятся с целью создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Охрану труда различают в широком и узком смысле слова. В широком понятии охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В узком смысле охрана труда представляет собой комплекс мер по направлениям: правовому, экономическому, организационно-техническому, лечебно-профилактическому и т.д. Поэтому в соответствующих вузах изучают и соответствующее в узком понятии направление охраны труда. В юридических - правовой институт охраны труда как систему правовых норм, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда, закрепленных в указанном Законе об охране труда и в разделе X, отдельных статьях XII, XIII разделов нового Трудового кодекса РФ, а также в других законах и нормативных актах, в коллективных договорах и соглашениях.

Но лишь в широком понятии охрана труда способна обеспечить здоровые и безопасные условия труда. При недостаточном обеспечении хотя бы одного компонента, то и вся охрана труда обеспечена не должным образом. Так, если станки, оборудование, инструмент, машины (технический компонент) не соответствуют требованиям безопасности, сделаны небезопасно для жизни и здоровья работающих на них, то неизбежны несчастные случаи, производственный травматизм, который, за последние годы значительно вырос и во многом из-за организационно-технического компонента охраны труда.

В дореформенный период, начиная с 1933 года, охраной труда от имени государства управляли профсоюзы. Им были предоставлены широкие права в области управления, надзора и контроля за охраной труда, они обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды, им предоставлялось право приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и здоровья работающих и запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга.

С принятием в августе 1993 г. Верховным Советом РФ Основ законодательства РФ об охране труда функции управления охраной труда передавались государственному органу, полномочия которого должен был определять Президент РФ или по его поручению Правительство РФ (в частности Минтруд РФ).

После вступления в силу закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Минтруд России подготовил с учетом результатов практики и представил в Правительство РФ общую концепцию системы государственного управления охраной труда. В ней конкретизировались положения Федерального закона в части осуществления управления охраной труда, определялись основные задачи и принципы функционирования системы, а также задачи и функции конкретных органов государственной власти, т. е. субъектов системы управления охраной труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда согласно новому Трудовому кодексу являются:

· обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

· принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

· государственное управление охраной труда;

· государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

· содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

· расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

· координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

· распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

· участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

· подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

· организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

· обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

· международное сотрудничество в области охраны труда;

· проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

· установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно – бытовыми помещениями и устройствами, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Государственные нормативные требования охраны труда.

«Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности….»

Законодательство России об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из упомянутого Закона об основах охраны труда, Трудового кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов федерации.

В соответствии с Законом об основах охраны труда и в целях введения единых государственных нормативных требований в сфере охраны труда Правительство РФ приняло постановление от 23 мая 2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» . В данном документе констатируется, что в России сложилась система, содержащая нормативные требования охраны труда. В данную систему вошли: отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; строительные и санитарные нормы и правила; инструкции и правила безопасности; правила безопасной эксплуатации; своды правил по проектированию и строительству; гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.

В постановлении определен порядок разработки и утверждения федеральными органами исполнительной власти указанных государственных нормативных требований.

Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, перед утверждением подлежат направлению в соответствующие профсоюзные органы для рассмотрения и согласования.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два указанных срока.

При изменении законодательства РФ об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа фактов производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации - во всех этих случаях государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия.

На основе государственных нормативных требований охраны труда и соответствующих нормативных правовых актов субъектов федерации организации разрабатывают и утверждают на уровне локальных нормативных актов все необходимые положения в сфере охраны труда: стандарты безопасности, инструкции по охране труда для отдельных видов работ, должностные инструкции, коллективные и трудовые договоры

2. Ответственность за нарушение Законодательства по охране труда

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 26 Основ законодательства РФ об охране труда, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статьи 41, 41–1, 41–2, 41–3, 41–4), Уголовным кодексом РФ (статьи 30, 140), Кодексом законов о труде РФ (статья 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательства и иных норм по охране труда, обязательств по коллективным договорам и соглашениям об охране труда или в воспрепятствовании деятельности органов государственного надзора, несут ответственность дисциплинарную, административную, уголовную в порядке, установленном законодательством РФ.

Рядовые работники также могут привлекаться к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Дисциплинарной ответственности подлежат все лица, нарушившие трудовую дисциплину, в том числе Трудовой кодекс РФ и правила охраны труда, а именно: невыполнение распоряжений; появление на работе в нетрезвом виде; не использование защитных средств и т.п.

Дисциплинарными взысканиями являются замечания, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу (или низшую должность) на срок до трех месяцев (до 1 года) и увольнение. Наказываемое лицо может быть лишено премии. Дисциплинарная ответственность не является препятствием для возбуждения уголовного дела, если допущенное нарушение носит характер преступной халатности.

К административной ответственности привлекаются работодатели и должностные лица, нарушившие законодательство об охране труда. Она выражается в наложении на виновных денежных штрафов, устанавливаемых органами надзора. Правом наложения штрафов пользуются государственные инспекторы по охране труда, органы Госгортехнадзора, Государственного пожарного надзора, Государственного санитарного надзора.

Материальная ответственность лиц за нарушение законодательства об охране труда заключается во взыскании штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность определяется уголовным кодексом РФ за нарушение законодательства об охране труда, правил и норм техники безопасности и промышленной санитарии и наступает в том случае, когда эти нарушения могли бы повлечь или повлекли за собой тяжкие последствия.

Статьей 140 Уголовного кодекса РФ предусмотрена мера наказания за нарушение законодательства об охране труда, правил и норм техники безопасности и промышленной санитарии в зависимости от тяжести последствий этого нарушения. В качестве наказания может быть наложен штраф, возможно увольнение, а вслучае с тяжкими последствиями виновное лицо наказывается исправительно-трудовыми работами или лишается свободы на срок от 1 года до 5 лет, по ч. I, II, III указанной статьи.

В соответствии со статьей 143 УК РФ нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло причинение по неосторожности тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Меры наказания за подобные нарушения предусматриваются также статьями 215 и 216 УК PФ (до 7 лет).

3. Охрана труда в новой редакции Трудового кодекса

Противоречия и неточности, неоднозначное толкование целого ряда правовых норм остаются в прошлом (Федеральный закон от 17.07.1999 №181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ») с вступлением в действие Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». Среди новшеств вступившего в действие Закона, пожалуй, самое существенное – организация службы охраны труда: должность специалиста по охране труда вводится, если численность работников более 50 человек (раньше – 100 человек). Одновременно в ст. 217 ТК РФ введено право руководителя организации или индивидуального предпринимателя самостоятельно (лично) осуществлять охрану труда. Как и ранее, работодатель может привлечь для осуществления охраны труда специализированную организацию, но теперь установлено, что она должна иметь аккредитацию.

Из наиболее значимых изменений в разделе охраны труда, в ст. 209 ТК РФ, введены новые понятия: требования охраны труда, государственная экспертиза условий труда, аттестация рабочих мест, которые ранее содержались в Федеральном законе от 17.07.1999 №181-ФЗ. В этой статье требования охраны труда определяются как «государственные нормативные требования» и уточняется, что они должны быть установлены правилами и инструкциями по охране труда. Эти определения в сравнении с прежней редакцией Кодекса четко устанавливают и юридически закрепляют позицию государства и обязывают работодателей разрабатывать локальные акты в соответствии с государственными нормативами требований охраны труда, в связи с чем они становятся обязательными как для работодателей, так и для работников. За неисполнение правовых норм по соблюдению технических и технологических правил безопасности труда, санитарно-гигиенических норм виновные могут быть привлечены к ответственности. В новой редакции ст. 212 ТК РФ более четко указаны требования к выдаче специальной одежды. Теперь СИЗ должны быть сертифицированы, то есть отвечать требованиям государственных стандартов, санитарных правил.

В разделе охраны труда ТК РФ появилась новая ст. 216.1. Ее нормы частично взяты из ст. 21 Закона от 17.07.1999 №181-ФЗ, который утрачивает силу по истечении 90 дней после официального опубликования Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ. Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации представляет собой систему государственных органов, осуществляющих экспертную деятельность по условиям труда на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне государственная экспертиза условий труда проводится федеральными органами исполнительной власти, а на региональном уровне – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда. Согласно данной статье основными задачами органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, являются:

· контроль над условиями и охраной труда, над качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

· подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях;

· проведение государственной экспертизы условий труда на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при производстве и внедрении новых технологий и техники, а также по запросам органов государственного надзора и контроля и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

На органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, возложены функции: контроля условий и охраны труда, качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда; фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествующий несчастному случаю на производстве.

Работникам подразделений государственной экспертизы условий труда предоставляются права:

· беспрепятственно посещать при наличии удостоверения установленного образца предприятия всех организационно-правовых форм, притом допуск означенных работников в режимные организации должен осуществляется в установленном порядке;

· запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций необходимую для выполнения своей деятельности документацию;

· проводить государственную экспертизу условий труда и готовить заключения о соответствии условий труда нормативным требованиям охраны.

Тем самым государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Государственное управление охраной труда осуществляется Федеральными органами исполнительной власти. Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 №244.

Претерпела изменения ст. 217 ТК РФ. Теперь на должность специалиста по охране труда принимаются или (назначаются) лица с квалификацией инженера по охране труда, подтвержденной соответствующим удостоверением. В случае отсутствия у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста эти функции должен осуществлять руководитель организации или индивидуальный предприниматель (лично). Эта норма появилась с введением Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ. Руководитель может также заключить гражданско-правовой договор с организаций или специалистом по охране труда. Причем работодатель не может привлекать к осуществлению работ любые организации по охране, а только специализированные и прошедшие государственную аккредитацию. Поскольку за последнее время участились несчастные случаи на производстве с тяжелыми последствиями, а также со смертельными исходами, возможно, из-за недостаточной квалификации руководящих специалистов охраны труда, законодательством введена специальная норма по аккредитации организаций, оказывающих услуги охраны труда. Государство усиливает роль службы охраны труда и тех мероприятий, которые она должна проводить на предприятии (например, вводный первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, целевой и внеплановый инструктажи по охране труда и др.). Помимо Трудового кодекса, который устанавливает требования к службе охраны труда, действует ГОСТ Р12.0.006–2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» и «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 №14; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2005 №290 «Об организации мероприятий по проведению обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных в 2005 году», Постановление Минтруда РФ от 13.01.2003 №1, Минобразования РФ №29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний и требований охраны труда работников организации».

Принят Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2006 №413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда». Комитет создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников и (или) их представителей в области охраны труда на предприятии. Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон. Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. В новом Типовом положении содержатся более подробные рекомендации по созданию комитетов по охране. Тем самым законодатель устанавливает выбор для руководителя и работников предприятия самостоятельно решать вопрос о необходимости создания комитетов (комиссий).

В ст. 219 ТК РФ добавлена норма о размерах компенсаций при работе с вредными и (или) опасными условиями труда.Она устанавливается Правительством России с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Под компенсацией следует понимать преимущества и льготы, предоставляемые работникам с тем, чтобы предотвратить и нейтрализовать неблагоприятные последствия тяжелых, вредных и (или) опасных условий труда, неустранимых при современном техническом уровне производства и организации труда. К компенсации относятся повышенная оплата труда, сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительные отпуска. В то же время, на наш взгляд, к ней можно отнести обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, бесплатным молоком и лечебно-профилактическим питанием, а также льготы санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников. В ст. 212 ТК РФ указано, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных аттестацией или государственной экспертизой, компенсация работникам не устанавливается. Эта норма действовала и до введения Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ. Она аналогично регулировалась:

1. Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 №12.

2. Распоряжением вице-мэра от 23.06.2004 №10-РВМ «Об утверждении рекомендаций по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы».

На данный момент действует список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Согласно Списку производств, профессий и должностей к вредным условиям труда относятся: пищевая промышленность, различные химические предприятия, микробиология, сварочные, малярные работы, радиотехника, ювелирное производство и так далее. В общем, практически во всех сферах деятельности есть опасные и вредные факторы. Работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест в соответствии со ст. 212, 219 Трудового кодекса и обязан информировать работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске для здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. А работник имеет право на получение достоверной информации (ст. 21 ТК РФ). Государственный контроль за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на Комитет общественных связей города Москвы, ведающий вопросами охраны труда и осуществляющий государственную экспертизу условий труда.

Для того чтобы установить, имеет ли работник право на льготы, фирма может самостоятельно провести аттестацию рабочих мест. Контроль над проведением аттестации рабочих мест возлагается на Государственную экспертизу условий труда. Если у самой фирмы нет технических возможностей, чтобы определить степень тяжести рабочего процесса, то она может привлечь специалистов из центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лабораторий Государственной экспертизы условий труда и др., аккредитованных на право проведения таких мероприятий. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы по условиям труда, компенсация работникам не устанавливается (ст. 219 ТК РФ). Так что, если в организации устранены вредные и (или) опасные производственные факторы, например, в связи с совершенствованием техники и технологии, и это подтверждено результатами аттестации, то компенсация не выплачивается.

Расследование несчастных случаев на производстве является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Результаты расследования, оформленные в соответствии с требованиями законодательства, являются основанием для защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, принимая данные поправки, государство обеспечивает работникам их конституционное право на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Притом конкретизируя данное право, государство одновременно устанавливает его гарантии и возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, а также предусматривает необходимость надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда, допускающих самозащиту работниками трудовых прав, и устанавливает ответственность лиц, виновных в нарушениях требований охраны труда.


Заключение

В условиях научно-технического прогресса создание безопасных и безвредных условий труда, исключающих травматизм и профессиональные заболевания, является важной государственной задачей. Важность и неотложность этой задачи иллюстрируют следующие цифры: ежегодно в мире на производстве от травмирующих факторов погибают около 200 тыс. человек и получают травмы 120 млн. человек. В России ежегодно регистрируется порядка 400000 несчастных случаев в год, связанных с производством. В 1992 году на производстве погибли 8234 человека и получили инвалидность 14 тыс. человек. В настоящее время ситуация, к сожалению, не улучшается.

Понятие охраны труда по существу раскрывает главные направления, образующие замкнутую цепь системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, т.е. эта система включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые каждое в отдельности или в совокупности направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Поэтому нельзя отождествлять понятие охраны труда с техникой безопасности или гигиены труда, которые являются всего лишь элементами охраны труда. Надо четко понимать, что охрана труда – это система, а условия труда, техника безопасности, производственная санитария и т.д. являются ее составляющими.

Список использованных источников и литературы.

1. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 8 июня 1997 г. № 9-8 О модельном законе "Об охране труда".

2. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" // Российская газета. 1999. 24 июля.

3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // Российская газета. 1998. 12 августа.

4. Трудовой кодекс Российской федерации. от 30.12..2001 N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.

5. Трудовой кодекс Российской федерации. от 30.12..2001 N 197-ФЗ. ст. 211 // Российская газета. 2001. 31 декабря.

6. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». // Российская газета. 2000. 31 мая.

7. Куренной А.М. Правовое регулирование охраны труда. // Практический журнал для руководителей и менеджеров. М.: Законодательство. 2001. N 7. с.15

8. Соловьев А.П.. Система управления охраной труда в Российской федерации. //Справочник специалиста по охране труда. М.: ЗАО МЦФЭР. 2001. N0. с.14-26

9. Трудовой Кодекс российской Федерации.

Для обеспечения права работника на безопасные и здоровые условия труда действует Трудовой кодекс РФ, который является основополагающим законодательным документом в области охраны труда.

Заключая трудовой договор с работодателем, работник берет на себя обязательства выполнять определенную трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка. Работодатель в свою очередь берет на себя обязательства предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст.56 ТК РФ).
Из этого следует, что работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Это обстоятельство является важным, так как нередко происходят несчастные случаи с работниками, выполняющими не свойственную им работу.
Режимы труда и отдыха работника определяются внутренним трудовым распорядком в зависимости от особенностей организации, где работник будет работать. Однако существуют общие принципы регулирования рабочего времени и времени отдыха, которые установлены законодательством.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Кроме того установлена сокращенная продолжительность рабочего времени:
- для лиц в возрасте от 16 до 18 лет - 35 часов;
- для лиц в возрасте от 15 до 16 лет - 24 часа;
- для отдельных работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда - до 36 часов в неделю.
В тех случаях, когда не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (за месяц, год) не превышала нормального числа рабочих часов.
Если работник заключил трудовой договор с работодателем, у которого установлена сменная работа, он должен знать, что работники смены должны работать в течение установленной продолжительности рабочего времени. Переход из одной смены в другую определяется графиками сменности. Назначение на работу в течение двух смен подряд запрещается.
Работы сверх установленной продолжительности рабочего времени считаются сверхурочными. Сверхурочные работы, как правило, не допускаются, так как чрезмерное утомление человека приводит к заболеваниям и несчастным случаям. В любом случае сверхурочно работы не должны превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Законодательством установлено не только время труда работника, но и время его отдыха – это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Ко времени отдыха относятся ежедневный (междусменный) отдых, нерабочие праздничные дни и отпуска. Кроме указанных, следует остановиться на перерывах в течение рабочего дня (смены) для отдыха и питания, продолжительность которых устанавливается не более двух часов и не менее 30 минут и на еженедельных выходных днях, продолжительность которых должна быть не менее 42 часов.
Кроме ежегодного оплачиваемого отпуска работнику может быть предоставлен

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ, охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Говоря проще, охрана труда направлена на создание безопасных и здоровых (безвредных) условий труда для каждого работающего.
Во время работы на работника могут оказывать неблагоприятное воздействие разнообразные опасные и вредные производственные факторы. Что же это за факторы и почему одни называются опасными, а другие - вредными?
Опасные производственные факторы - это факторы, воздействие которых на работника могут привести к его травме. К их числу относятся, например, такие: транспорт; повышенное скольжение (вследствие увлажнения, замасливания или обледенения поверхностей); расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола); электрический ток, замыкание которого может пройти через тело человека; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности оборудования, инструмента; ядовитые химические вещества, входящие в состав спецжидкостей и попавшие в организм человека и т. п.
Вредные производственные факторы - это факторы, воздействие которых на работника могут привести к его заболеванию. К вредным производственным факторам, например, относятся такие факторы, как: недостаточная освещенность рабочего места, высокий уровень шума, электромагнитные излучения, загазованность или запыленность воздуха и т. п.
Для оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных или опасных производственных факторов на предприятиях и в организациях должна проводиться аттестация рабочих мест по условиям труда. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются для:
- обоснования предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда (доплаты, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, молоко и лечебно-профилактическое питание, льготная пенсия);
- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установление диагноза профзаболевания;
- включения в трудовой договор достоверной информации об условиях труда на конкретном рабочем месте;
- рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации участка, цеха, производственного оборудования, изменения технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровью работника;
- решения споров, разногласий между работником и работодателем в судебном порядке и т.д.
По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда составляется план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, который должен предусматривать мероприятия по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты, оздоровительные мероприятия, а также мероприятия по охране и оптимальной организации труда.

ОХРАНА ТРУДА МОЛОДЕЖИ
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18-ти лет законодательно закреплены в главе 42 Трудового кодекса РФ.
Применение труда лиц моложе 18-ти лет на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года №163 запрещается.
В соответствии со ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
В случаях получения основного общего образования, либо продолжения освоения программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.
Лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра и проходят его ежегодно за счет работодателя.
Запрещается привлечение лиц моложе 18-ти лет к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется таким работникам продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.
Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – 5 часов; в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – 7 часов.
Расторжение трудового договора с работниками моложе 18-ти лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН

В соответствии со ст. 253 ТК РФ ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года N 162 утвержден перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.
Величина переносимого груза при чередовании с другой работой не должна превышать 10 кг (до 2-х раз в час), при подъеме и перемещении тяжестей постоянно, эта величина не должна превышать 7 кг. Величина динамической работы в течение часа рабочей смены не должна превышать: с рабочей поверхности – 1750 кг*м, с пола – 875 кг*м. Эти нормы утверждены постановлением Совета Министров-Правительством РФ от 6.02.1993 года №105.
Женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам, а также по уходу за ребенком, они оплачиваются и засчитываются в общий стаж непрерывной работы.
Женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет через каждые 3 часа предоставляются перерывы на 30 минут для кормления ребенка. Запрещается направление в командировки, привлечение к сверхурочным работам и работам в ночное время, а также увольнение по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, беременных женщин.
Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия.
В соответствии с пунктом 13.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3-х часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований, установленных указанными санитарными правилами.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ВЫСОТЕ

Не следует думать, что "высота" - это 5-10 и более метров. В соответствии со строительными нормами и правилами «Безопасность труда в строительстве» (СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002), к работам на высоте относятся работы, выполняемые на высоте 1,3 м и более от поверхности грунта или перекрытия, работы, выполняемые на высоте более 5 метров, относятся к верхолазным. Случайное падение человека даже с высоты 1,3 м приводит, как правило, к серьезным последствиям. Статистика свидетельствует о том, что падения с высоты составляют от 10 до 20% всех несчастных случаев на производстве.
Таким образом, к работе на первый взгляд на такой небольшой высоте (начиная с 1,3 м), необходимо относиться со всей серьезностью.
К работам на высоте допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр, инструктаж, обучение и проверку знаний по охране труда.
Не допускается работа на высоте при скорости ветра 15 м/с и более, при гололеде, грозе, тумане, в сумерках и при недостаточной видимости.
Все работающие на высоте должны быть обеспечены предохранительными поясами и защитными касками.
Основными мерами предосторожности при работе на высоте являются различного вида ограждения, предотвращающие падения людей. При работе с незакрепленных приставных лестниц второй рабочий должен подстраховывать работающего на высоте и удерживать лестницу в устойчивом положении.
Во избежание случайного падения инструмента, заготовок и крепежа их необходимо поднимать в таре.
Не допускается нахождения людей под монтируемыми конструкциями до их полной установки и крепления.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТАЮЩИХ МОЛОКОМ

В соответствии со ст.222 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными условиями труда и непосредственно контактирующие с вредными веществами, указанными в специальном Перечне вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, обеспечиваются бесплатно молоком или другими равноценными продуктами (далее – Перечень). Этот Перечень утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 марта 2003 года №126. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31 марта 2003 года №13.
Молоко выдается для коррекции пищевого статуса работников, занятых на работах с вредными и особо вредными условиями труда, оно укрепляет защитные функции организма, снижает риск воздействия вредных производственных факторов.
Норма выдачи молока составляет 0,5 литра за смену, независимо от ее продолжительности в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте производственных факторов, предусмотренных Перечнем.
Не допускается замена молока денежной компенсацией, замена его другими продуктами, кроме равноценных, предусмотренных нормами бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, перечень которых согласован с Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также выдача молока за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены, и отпуск его на дом.

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРАХ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ЗАНЯТЫХ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ И РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ ИЛИ ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, работники пищевой промышленности, общественного питания, и некоторые другие проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 83 утвержден перечень вредных или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и определен порядок их проведения.
Работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных или опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).
Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.
В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации, лица, не достигшие возраста 21 года, проходят периодические медицинские осмотры ежегодно.
Работники, занятые на вредных работах и на работах с вредными или опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, периодические медицинские осмотры проходят в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет.

Материал подготовил В. Малик,
главный технический инспектор труда ФПО

Источник этой новости Федерация профсоюзов Брянской области
(http://сайт/news.php?extend.23)

В сфере обеспечения безопасности человека в производственных условиях в стране действует законодательство в области охраны труда.

Охрана труда -- система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Понятие охраны труда по существу раскрывает главные направления, образующие замкнутую цепь системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, т.е. эта система включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые каждое в отдельности или в совокупности направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Поэтому нельзя отождествлять понятие охраны труда с техникой безопасности или гигиены труда, которые являются всего лишь элементами охраны труда. Надо четко понимать, что охрана труда -- эта система, а условия труда, техника безопасности, производственная санитария и т. д. являются ее составляющими.

17 июля 1999 г. принят и вступил в действие Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» № 181-93 (Основы) взамен ранее действовавшего закона «Основы законодательства РФ об охране труда» от 6 августа 1993 г. Этот законодательный акт, специально посвященный одному из важнейших разделов трудового права, и хотя они не являются актом прямого действия, но предусмотренные в них нормы устанавливают права и гарантии права работников на охрану труда, соблюдение которых обязательно для всех хозяйствующих субъектов, а также обеспечивают единый на всей территории России порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Основные положения в этом законодательном акте заключаются в следующем:

  • - определена сфера действий Основ и основные принципы государственной политики в области охраны труда;
  • - определено управление охраной труда как на государственном уровне, так и на уровне предприятий и их объединений;
  • - установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, а также обязанности работника по обеспечению охраны труда на предприятии;
  • - проведение обучения и инструктажа работников по охране труда, проведению медицинских осмотров;
  • - определена ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем, ответственности предприятия за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, ответственность работодателей, должностных лиц и работников за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда;
  • - предусмотрено предоставление работникам дополнительных льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;
  • - определены основные функции и ответственность органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; определены органы, организации и лица, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;
  • - предусмотрена приостановка производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда.

В Основах в более развернутом виде проводятся некоторые нормы действующего трудового законодательства, в сконцентрированном виде отражается существующая практика, особенно когда речь идет о правах работников и обязанностях работодателя, а также декларируются нормы, подсказанные жизнью или заимствованные из опыта других стран. Действие Основ распространяются на работодателей, работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях.

Законодательно (а не различными положениями, как раньше) закреплено, что действие законодательства об охране труда распространяется также на студентов и учащихся, проходящих производственную практику, на военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях, на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях.

Основные принципы государственной политики в области охраны труда, предусмотренные статьей 4 Основ, по существу определяют направления деятельности прежде всего органов государственной и исполнительной власти РФ и республик в ее составе, а также объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Лейтмотивом совместных действий этих органов и общественных организаций должно стать принуждение работодателей к признанию и обеспечению приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Другими словами, во главу угла должно быть поставлено условие -- не прибыль любой ценой (как раньше -- план любой ценой), а сохранение жизни и здоровья человека, занятого на производстве или в другой сфере деятельности. Именно из этого условия надо исходить при разработке новых и совершенствовании действующих законодательных и иных нормативных актов, не только непосредственно относящихся к охране труда, но и по другим направлениям правовой, экономической, социальной и технической политики, а также в области охраны окружающей среды.

Обеспечение прав работника на охрану труда и гарантий этих прав -- это по существу главная цель всего законодательного акта. Поэтому при рассмотрении вопросов о правомерности требований работника (бывают и неправомерные требования) или защите его прав на охрану труда следует статью 4 Основ рассматривать в контексте с другими статьями Основ, особенно со статьей 14, так как обеспечение прав работника -- это первейшая обязанность работодателя и за исполнение ее он должен нести ответственность (статья 24). Согласно статье 4 работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности, на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, на получение достоверной информации от работодателя о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов, на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты, на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.

Обязанности работодателя указаны в статье 14 Основ. В частности, он должен обеспечить безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты, обеспечить организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, режим труда и отдыха работников, установленный законодательством. Кроме того, согласно статье 21 Основ работодатель не должен допускать применения новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье человека, а если на предприятии производятся или применяются вредные вещества, то должны проводиться организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие на работников этих веществ. Работодатель обязан также организовать и проводить предварительные при поступлении работника на работу и периодические в течение его трудовой деятельности медицинские осмотры в случаях, предусмотренных законодательством (статья 14). При обнаружении у работников признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу (статья 14).

Обязанности работника изложены в статье 15 Основ. Он должен соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты, немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания (т.е. не утаивать то, что обнаружено при медицинском осмотре), о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей. Косвенно в его обязанности еще входит прохождение в установленном порядке обучения, инструктажа и проверки знаний правил, норм и инструкций по охране труда, иначе запрещается допускать его к работе (статья 18), и если он уклоняется от прохождения медицинских осмотров или не будет выполнять рекомендаций по результатам проведенных обследований, то работодатель не должен допускать его к выполнению трудовых обязанностей (статья 14).

Государственное управление охраной труда, согласно Основам, должен осуществлять государственный орган, функции и полномочия которого в этой области определяются Президентом РФ или по его поручению Правительство РФ. Таким органом в нашей стране является Минтруд РФ.

В рамках государственного управления охраной труда Основами предусмотрено создание в министерствах и ведомствах РФ, а также в концернах, ассоциациях и других объединениях, предприятиях служб охраны труда. Причем законодательно установлено, что такие службы должны создаваться в обязательном порядке. Если они не создаются, то это надо расценивать как нарушение требований законодательства.

Несколько по иному законодатель подошел к управлению охраной труда на предприятиях. Согласно статье 13 Основ здесь службы охраны труда создаются в случае необходимости и дается ориентация на привлечение специалистов по охране труда на договорной основе. Работодатель также может привлечь соответствующих специалистов на договорной основе.

Для управления охраной труда непосредственно статьей 13 Основ предусмотрено создание на предприятиях с численностью работников более 10 человек комитетов (комиссий), в состав которых на паритетной (равного представительства) основе входят представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, например, от совета трудового коллектива.

Статьей 20 Основ, посвященной вопросам государственного надзора и контроля в области охраны труда, не затрагивается сфера деятельности указанных органов. В ней предусматривается государственный надзор и контроль только в той части трудового законодательства, которая входила в надзорно-контрольные функции технической инспекции труда профсоюзов, т.е. дана прямая установка на передачу этих функций государственному органу, обозначенному в указанной статье как Федеральный орган надзора и контроля за охраной труда.

Наряду с государственным надзором и контролем Основами отведена большая роль общественному контролю (статья 25).

Помимо Основ продолжает действовать Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ, в редакции Закона РФ 2000 г.). В КЗоТ имеется специальный раздел «Охрана труда» (Глава X), состоящий из 21 статьи.

КЗоТ предусмотрено, что надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют:

Статьями 245, 246, 247 КЗоТ РФ предусмотрено, что государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на отдельных объектах осуществляет Госгортехнадзор России, за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок -- Госэнергонадзор России, за соблюдением гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил -- Госкомсанэпиднадзор России. 294

Охрана труда - это комплекс организационных, технических, медицинских и юридических мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда, соблюдение режима труда и отдыха. Обязанностью руководителей, инженерно-технических работников (ИТР) является постоянная забота о безопасности труда работников при максимальной его производительности, соблюдение научной организации труда (НОТ) и управления производством.

Право на безопасный труд закреплено в Конституции РФ.

В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными законодательными актами являются Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) и Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Основные правила, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда, представлены ТК РФ. Трудовой Кодекс РФ устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками.

ГК РФ устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве (ст.1064-1083), а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст.1083-1101).

С недавнего времени в Российской Федерации на законодательном уровне рассматривается большой спектр вопросов, связанных с конкретным решением проблем охраны труда физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателем. Действие законов многостороннее и распространяется как на работодателей, так и работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, а также на студентов и учащихся различных образовательных учреждений, проходящих производственную практику.

безопасность жизнедеятельность микроклимат помещение

ТК РФ определяет роль системы охраны труда в трудовых отношениях работодателя и работника. В том случае, если служба охраны труда или специалист по охране труда в учреждении (организации) отсутствует, работодатель должен заключать соответствующий договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Среди подзаконных актов по безопасности жизнедеятельности на производстве следует отметить постановления Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, например Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и т.п.

Согласно постановлениям бывшего Министерства труда и социального развития РФ (ныне Федеральной службы по труду и занятости) в отраслях экономики разрабатывается нормативная и нормативно-техническая документация (рисунок 1).

Рис.1. Структура законодательной и нормативной документации по охране труда

Конституционно за каждым работником закреплено право на труд в безопасных условиях. Основа для реализации этого положения – законодательство по охране труда. Трудовой кодекс РФ является одним из основных законодательных актов в области охраны труда. Кроме него, в Постановлении Правительства РФ от 23.05.2000г. №399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» определен перечень видов актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, являющиеся обязательными для исполнения всеми предприятиями и организациями вне зависимости от формы собственности, численности и видов деятельности. В этот перечень входят следующие акты:

Межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;

Межотраслевые и отраслевые типовые инструкции по охране труда;

Правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ);

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ);

Строительные нормы и правила (СНиП);

Своды правил по проектированию и строительству (СП);

Инструкции по безопасности (ИБ);

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН)). /15/

Эти законодательные акты содержат следующие основные положения:

Основные направления государственной политики в области охраны труда (приоритет жизни и здоровья трудящихся, государственное управление ОТ, защита интересов пострадавших в результате НС и ПЗ и членов их семей, финансирование мероприятий по ОТ, распространение передового зарубежного и отечественного опыта, проведение эффективной налоговой политики, порядок обеспечения СИЗ, компенсациями и льготами и т.д.);

Права и гарантии прав работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

Систему управления охраной труда как на государственном уровне, так и на уровне предприятий;

Полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и функции органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

Перечень органов, организаций и лиц, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда, а так же их полномочия;

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, а также обязанности работника по соблюдению требований охраны труда на предприятии;

Определение ответственности работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем; предприятия – за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда; работодателей, должностных лиц и работников – за нарушение законодательных и иных нормативных актов по охране труда;

Правила предоставления работникам компенсаций за тяжелые работы и работы во вредных и (или) опасных условиях труда;

Особенности охраны труда отдельных категорий работников (женщин, молодежи, инвалидов и т.д.);

Меры по повышению социальной защищенности трудящихся, в частности обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, порядок расследования НС на производстве и профессиональных заболеваний. /15/

Ответственность за нарушение требований законодательства по охране труда может быть административной, дисциплинарной или уголовной. Это определено Кодексом РФ «Об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 6 декабря 2007 г. № 333-ФЗ», Трудовым кодексом РФ и Уголовным кодексом РФ. Наказание может налагаться на работодателя, должностное лицо, работника и на организацию в целом.

Управление охраной труда

Объектом управления охраной труда является деятельность функциональных служб и структурных подразделений проектной организации по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, производственных подразделениях и организации в целом.

Управление охраной труда осуществляют:

В проектной организации в целом - руководитель (директор, начальник), главный инженер;

В отделах, производственных подразделениях и службах - руководители структурных подразделений и служб.

Руководитель, главный инженер проектной организации и руководители структурных подразделений и служб в части организации работы по улучшению условий труда действуют в соответствии с возложенными на них правами и обязанностями.

Организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений и контроль за их реализацией осуществляет служба охраны труда (техники безопасности), непосредственно подчиненная главному инженеру проектной организации.

В проектной организации с числом работающих свыше 150 чел. в штат вводится должность инженера по технике безопасности, освобожденного от других работ.

При числе работающих менее 150 чел. обязанности инженера по технике безопасности могут быть возложены на одного из инженерно-технических работников по совместительству или на главного инженера, а в отдельных случаях - на руководителя проектной организации.

Контроль за состоянием охраны труда и функционированием должен быть направлен на проверку состояния условий труда работающих, выявление отклонений от требований стандартов, норм и правил органов государственного надзора и другой нормативной документации по охране труда, проверку выполнения службами и подразделениями своих обязанностей в области охраны труда, на принятие эффективных мер по устранению недостатков.

Основными видами контроля являются:

Оперативный контроль руководителя работ и должностных лиц;

Административно-общественный (трехступенчатый) контроль;

Контроль, осуществляемый службой охраны труда проектной организации;

Ведомственный контроль вышестоящих органов;

Контроль, осуществляемый органами государственного надзора и технической инспекцией труда.

Управление охраной труда должно включать решение следующих основных задач:

Организацию обучения кадров и пропаганду знаний по охране труда;

Обеспечение безопасности производственных процессов, машин, механизмов, оборудования и инструментов;

Обеспечение безопасности зданий, помещений и сооружений;

Нормализацию санитарно-гигиенических условий труда;

Обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;

Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работающих;

Организацию лечебно-профилактического обслуживания работающих;

Санитарно-бытовое обслуживание работающих.

Обеспечение безопасности производственного оборудования решается приведением его в соответствие с требованиями государственных и отраслевых стандартов безопасности труда по видам производственного оборудования и включает следующие задачи:

Предотвращение аварий оборудования и несчастных случаев на производстве;

Постоянное поддержание оборудования в исправном рабочем состоянии;

Предупреждение преждевременного износа оборудования.

Нормализация санитарно-гигиенических условий труда обеспечивается устранением причин возникновения вредных производственных факторов на рабочих местах и применением средств коллективной защиты.

Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха производится в соответствии с законодательством о труде и предусматривается для всех работающих с учетом специфики их труда, в первую очередь работающих с повышенными физическими и нервно-эмоциональными нагрузками, в условиях монотонности и с воздействием опасных и вредных производственных факторов.

Моральное и материальное стимулирование работы по охране труда имеет целью:

Поднять активность рабочих, инженерно-технических работников и служащих по соблюдению правил и норм по охране труда;

Привить чувство ответственности каждому работнику за выполнение своих обязанностей по созданию безопасных условий труда и своевременному устранению причин, которые могли бы привести к производственному травматизму, авариям и другим производственным неполадкам;



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.