Особенности прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний (Магомедрасулов М.М., Чобанян А.Г.). Полномочия прокурора, при осуществлении надзора за соблюдением законности в следственных изоляторах Организация прокурорского надзора в сф

Глава I. Общая характеристика полномочий прокурора для осуществления прокурорского надзора

В пенитенциарных учреждениях РФ исполняются уголовные наказания и обеспечиваются назначенные судом меры принудительного характера, в специальных учреждениях содержатся под стражей лица, привлечённые к уголовной ответственности. Эта деятельность напрямую связанна с соблюдениями прав человека, общепризнанных принципов и правовых норм, закреплённых во Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ. Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не должны влечь неуважение к человеческому достоинству; нельзя допускать произвола и грубости со стороны сотрудников уголовно-исполнительных учреждений; следственных изоляторов, изоляторов временного содержания по отношению к осужденным и заключённым.

Поэтому не случайно надзор за исполнением органов и учреждений, исполняющих наказание в ст. 1 Закона о прокуратуре выделен в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры. Тем самым подчёркнута его значимость для охраны прав и свобод граждан, защиты интересов общества и государства, повышения эффективности борьбы с преступностью.

Правовую основу анализируемого направления деятельности прокуратуры составляют гл.2 Конституции РФ, Закон о прокуратуре, Уголовный кодекс РФ, УПК РФ, УИК РФ, федеральный закон от 21.01.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 22.08.2004 г.) и другие законы РФ, регулирующие исполнение наказаний, связанных с обращением к исполнению приговоров и иных судебных актов по уголовным делам.

Наряду с законодательством РФ в сфере исполнения уголовных наказаний и мер принудительного характера, а также содержания задержанных и заключённых под стражу действует целый ряд норм международного права.

К ним прежде всего следует относить Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных иных унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными, Свод принципов защиты всех лиц, подвергшихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме.

После того как Россия вступила в Совет Европы, она взяла на себя обязательство соблюдения таких международных пактов, как: Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Европейские пенитенциарные правила, которые также являются законодательством, надзор, за исполнением которого обеспечивается органами прокуратуры.

К поднадзорным органам и учреждениям данной отрасли прокурорского надзора относятся:

исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (далее УИС);

следственные изоляторы УИС Министерства юстиции;

следственные изоляторы органов Федеральной службы безопасности РФ;

уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел;

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск федеральной службы безопасности РФ.

Задачи осуществления прокурорского надзора конкретизированы в приказе Генерального прокурора РФ от 5.08.2003г. № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержаний подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах».

Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, военным прокурорам, прокурорам по надзору за законностью в исправительных учреждениях предписывается организовывать действенный надзор за соблюдением требований вышеуказанных законов и нормативных актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания. Прокурорский надзор нацелен на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Существенным обстоятельством для уяснения вопроса раскрываемой темы является то, что при проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах особое внимание необходимо обращать на предупреждение фактов унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осуждённым и заключённым со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих международным стандартным правилам обращения с заключёнными. Прокуроры обязаны организовывать жёсткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности.

Прокуроры не должны оставлять без реагирования факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов требований прокуратуры.

В обязанность прокуроров входит постоянный анализ практики прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, материалов расследования уголовных дел о преступлениях, совершённых в исправительных и воспитательных колониях. Результаты этих обобщений должны использоваться для совершенствования организации и повышения эффективности прокурорского надзора.

В целях обеспечения законности и обоснованности, а также соблюдения сроков содержания граждан под стражей прокуроры обязаны проверять следственные изоляторы не реже одного раза в месяц. Проверки должны проводиться во взаимодействии с отраслевыми управлениями и отделами, а по их результатам должны приниматься меры к восстановлению нарушенных прав, немедленному освобождению незаконно содержащихся по стражей.

Осуществляя надзор за законностью выполнения оперативно розыскной деятельности (далее ОРД) в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, прокуроры обязаны руководствоваться требованиями Законов об ОРД, приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Особое внимание они должны уделять законности проводимых мероприятий по своевременному выявлению и предотвращению преступных проявлений, раскрытию совершённых преступлений, пресечению недозволенных связей сотрудников уголовно исправительных служб с осужденными и заключёнными.

В практике изучаемой отрасли прокурорского надзора прокуроры в целях предупреждения массовых беспорядков, захвата заложников, умышленных убийств и иных преступных проявлений в местах лишения свободы активно применяют уголовно-правовые методы борьбы с нарушителями режима содержания.

К основным организационным формам рассматриваемой деятельности прокуроров относится:

постоянное осуществление надзора за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрациями исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами управления УИС, и незамедлительное опротестование в случае несоответствия закону;

осуществление регулярных проверок законности досрочного освобождения от отбывания наказания;

обеспечение чёткого взаимодействия в работе прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с территориальными прокуратурами, особенно в вопросах борьбы с преступностью;

обеспечение прокурорского надзора за исполнением наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью (ст. 47 УК РФ), а также в виде обязательных работ (ст. 49 УК РФ), исправительных работ (ст. 50 УК РФ) путём требования от уголовно исполнительных инспекций принятия мер к повышению эффективности этих видов наказания;

обеспечение действенного надзора за соблюдением законов о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан администрациями исправительных учреждений, следственных изоляторов, а также органами ФСИН России, в подчинении у которой находятся эти учреждения. Работа с поступающими жалобами должна рассматриваться как важнейшая составная часть деятельности по укреплению законности по исполнению уголовных наказаний, защите прав осужденных и заключённых. Прокуроры должны добиваться по каждому обоснованному обращению принятия исчерпывающих мер, решительно изживать проявления бюрократизма и волокиты; жалобы о наиболее серьёзных нарушениях проверять с выездом на место.

Таким образом, суть данного направления прокурорской деятельности состоит в осуществлении надзора за законностью деятельности администраций пенитенциарных и других учреждений и органов, связанной с исполнением наказаний или назначенных судом мер принудительного характера, а также администраций мест содержания задержанных и заключенных под стражу по исполнению соответствующих решений органов, ведущих уголовное преследование лиц, совершивших преступные деяния. Предмет прокурорского надзора определён в ст. 32 Закона о прокуратуре. Из её содержания можно определить три направления прокурорского надзора:

законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, в уголовно- исполнительных и других учреждениях, исполняющих наказание;

соблюдение прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных;

законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Понятием законности нахождения лиц в указанных местах охватывается:

Законность водворения и содержания;

Соблюдение сроков содержания;

Законность освобождения из них.

В соответствии с ч.1 ст.5 Закона о содержании под стражей основанием содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, является протокол задержания, составленный в соответствии с требованиями ст. 92 УПК РФ.

Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в силу (ст. 7 УИК РФ).

Правовое положение осужденных определено в ст. 12 УИК РФ. Это права на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания; на вежливое обращение со стороны персонала учреждения (осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению); осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье; на обращение с предложениями и заявлениями, жалобами к администрации или органу, исполняющему наказание; на охрану здоровья и т.д.

Предметом прокурорского надзора является также исполнение обязанностей осужденными. Основные обязанности осужденных предусмотрены ст. 11 УИК РФ. Так, осужденные должны исполнять установленные законодательством РФ обязанности граждан РФ; соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены; соблюдать требования законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания; выполнять законные требования администраций учреждений и органов, исполняющих наказания.

К предмету прокурорского надзора закон также относит соблюдения порядка и условий содержания в следственных изоляторах (далее – СИЗО) осужденных, подозреваемых и обвиняемых. Должностные лица этих учреждений и органов несут ответственность за обеспечение законности в их деятельности. Одинаково недопустимы как не предусмотренные законом ограничения прав осужденных и иных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, так и предоставление им не основанных на законе льгот. Произвольное ужесточение или ослабление установленного законом порядка и условий содержания является превышением полномочий со стороны администрации мест предварительного заключения, влечёт протест осужденных, заключённых и нередко приводит к осложнениям обстановки в этих учреждениях.

Наряду с законностью водворения и содержания, соблюдением сроков содержания в предмет законности нахождения лиц в учреждениях исполнения наказания, изолятор временного содержания (далее - ИВС) и СИЗО входит также законность их освобождения из указанных учреждений.

Прокурор обязан незамедлительно освободить постановлением каждого, кто содержится в этих учреждениях без законных оснований.

Закон о прокуратуре выделил в качестве самостоятельной части предмета прокурорского надзора соблюдение прав и обязанностей осуждёнными, подозреваемыми и обвиняемыми. Этим закон подчёркивает правозащитную функцию прокуратуры, нацеливает её на всемерную охрану прав и законных интересов осужденных и иных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, обязывает вскрывать и своевременно устранять допущенные в отношении их нарушения закона. Это требование к прокурорскому надзору вытекает из положений Конституции РФ и международно-правовых актов о защите прав и свобод человека и гражданина. Оно полностью относиться к осужденным, которые являются гражданами РФ и наделены правами и обязанностями с определёнными ограничениями, предусмотренными законодательством и приговором, а также условиями режима их содержания.

Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определён в ст. 6 Закона о содержании под стражей. Подозреваемые и обвиняемые считаются невиновными пока их виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан РФ с ограничениями, предусмотренными вышеназванными законами и иными нормативными актами.

На территории РФ постоянно находится большое количество иностранных граждан, не обладающих дипломатическим иммунитетом, и лиц без гражданства, которые отбывают наказания по приговору суда за совершение преступления или содержаться в ИВС или СИЗО в связи с задержанием или заключением под стражу. Прокурор должен обеспечивать надзор за исполнением законов с тем, чтобы права и законные интересы и этой категории лиц строго соблюдались.

Прокурор должен помнить и обеспечивать безусловное исполнение закона, не допускающего дискриминацию подозреваемых и обвиняемых по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, место положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам.

Глава II. Полномочия прокурора для реагирования на нарушения закона, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание

Для выполнения задач по обеспечению законности при исполнении уголовного наказания, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых органы прокуратуры наделены необходимыми полномочиями, которые конкретизированы в ст. 33 закона о прокуратуре. Прокурор вправе:

Посещать в любое время органы и учреждения пенитенциарной системы, изоляторы временного содержания и следственные изоляторы;

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осуждённых;

знакомиться с документами, а также с оперативными материалами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены;

требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

отменять дисциплинарные взыскания, наложенные с нарушением закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержавшегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание.

Закон о прокуратуре подчеркивает, что прокурор может посещать, а значит, и проверять учреждения и органы, исполняющие наказание, ИВС и СИЗО в любое время, т.е. он определяет время посещения и характер проверки по своему усмотрению. Никакими формальными поводами для производства проверки прокурор не ограничен.

Органы прокуратуры проводят общие проверки как законности и обоснованности содержания, так и условий содержания лиц в данных учреждениях и организациях, исполняющих наказание. Общие проверки охватывают состояние законности в этих учреждениях по всему комплексу вопросов, которые входят в предмет надзора.

В то же время в практике прокурорского надзора проверки, как правило касаются отдельных сторон деятельности поднадзорных учреждений (обоснованности жалоб осужденных, законности применения специальных средств, оружия и др.).

По результатам проверки составляется справка, в которой отражаются все нарушения законности, порождающие их причины, способствующие им условия, конкретные предложения по их усмотрению, устанавливаются сроки выполнения. Меры по реализации итогов проверки определяются прокурором в зависимости от характера выявленных нарушений законности и их распространённости. При последующих проверках прокурор осуществляет систематический контроль за исполнением администрацией внесённых им ранее предложений.

Изучая приговоры, определения, постановления, прокурор проверяет законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, уголовно-исполнительных учреждениях.

Если прокурор приходит к выводу о незаконности и необоснованности приговора (непричастность осужденного к совершённому преступлению, неправильная квалификация его деяния и др.), он ставит вопрос перед соответствующим прокурором о пересмотре приговора в порядке надзора.

Прокурор наделён полномочиями проверять соответствие закону правовых актов, относящихся, по существу, ко всей деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера. При этом прежде всего необходимо обращать внимание на соответствие законам приказов, распоряжений и постановлений администрации, в которых регламентируется порядок и условия содержания осужденных, задержанных, а также на исполнение требований закона о привлечении осужденных к труду, об охране труда и технике безопасности, о проведении с осужденными воспитательной работы, их общем образовании и профессиональном обучении, применении к осужденным мер поощрения и взысканий.

Важным средством предупреждения нарушений законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, является санкционирование прокурором некоторых действий администрации. Санкционирование прокурора требуется только тогда, когда это предусмотрено законом. В таких случаях санкция является дополнительной гарантией законности действия администрации, затрагивающих наиболее существенные права и законные интересы осужденных. Так, получение санкции предусмотрено: на оставление в следственном изоляторе или тюрьме осужденного к лишению свободы для производства следственных действий по делу о преступлении, совершённым другим лицом; на перевод осужденного из уголовно-исполнительного учреждения в следственный изолятор в связи с производством следственных действий и другие.

В соответствие с ч. 2 ст. 32 Закона о содержании под стражей размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. При этом закон оговаривает случаи, когда не требуется санкция прокурора.

Наряду с перечисленными полномочиями закон наделяет прокурора правом требовать объяснения от должностных лиц. Объяснения могут быть даны как устно, так и в письменной форме. Они могут касаться, в частности, обстановки, мотивов издания противозаконного приказа, распоряжения, а также других обстоятельств, связанных, с нарушением закона в деятельности администрации.

Выяснение причин и условий, способствовавших нарушениям законности, имеет значение для принятия прокурором эффективных мер по устранению допущенного нарушения и правильной правовой оценки действий представителей администраций, допустивших нарушение закона.

Требования прокурора могут быть направлены на немедленное устранение выявленных нарушений закона, на восстановление прав и законных интересов осужденных, на пресечение незаконных действий администрации.

Прокуроры должны остро реагировать на факты превышения служебных полномочий со стороны представителей администрации мест лишения свободы, попустительства в отношении злостных преступников, плохой организации труда, бытовой неустроенности осужденных, отсутствия надлежащего медико-санитарного обеспечения, низкого уровня индивидуально-воспитательной работы и т.д.

Если на выполнение требований прокурора об устранении выявленных нарушений необходимо определённое время, прокурор устанавливает срок их исполнения.

В случае несогласия с тебованиями прокурора администрация мест исполнения наказания может обжаловать их вышестоящему прокурору чкрез свои вышестоящие органы. Такое обжалование не приостанавливает исполнение требований прокурора. При этом обязательному исполнению подлежат только те требования, которые касаются правил отбывания наказания, установленных уголовно- исполнительным законодательством.

Законом не установлена форма требований прокурора. Они могут быть выражены как в устной, так и в письменной форме. Требования и предложения прокурора могут содержаться в акте, составленном по итогам общей или проверки учреждения или органа, исполняющего наказания, в постановлении, служебной записке или письме. Правовая сила этих документов такова, что их невыполнение влечёт те же последствия, что и невыполнение требований, содержащихся в протесте или представлении прокурора.

Установив незаконное и необоснованное наложение дисциплинарного взыскания, прокурор отменяет его постановлением, в связи с чем оно теряет силу и не имеет никаких правовых последствий для лица, подвергнутого этой мере воздействия. В случае незаконного содержания заключённых под стражей, осужденных в штрафном изоляторе, помещении камерного типа, карцере, одиночной камере, дисциплинарном изоляторе прокурор на месте выносит постановление об их освобождении из этих помещений, которое подлежит немедленному исполнению администрацией следственного изолятора, исправительной или воспитательной колонии.

Подводя итоги можно сказать, что полномочия прокурора по указанному направлению прокурорской деятельности носят властно-распорядительный характер, их реализация прокурорами позволяет реально обеспечить права и свободы лиц, отбывающих наказание.

Глава III. Ответственность администраций учреждений и органов, исполняющих наказание за невыполнение требований прокурора

Правовые гарантии выполнения требований прокурора администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания нашли закрепление в ст. 34 Закона о прокуратуре. Данная статья гласит: «Постановления и требования прокурора относительно неисполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы».

В ст. 22 УИК РФ говорится, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором и подчинёнными ему прокурорами в соответствии с Законом о прокуратуре.

Согласно ч.2 ст. 51 Закона о содержании под стражей администрация мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых обязана выполнять постановления соответствующего прокурора, касающегося порядка содержания под стражей.

Закрепление в законе обязанности исполнения постановлений, требований прокурора является важным условием действенности прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, обеспечивает прокурору возможность эффективность и предупреждать нарушения закона, прав и законных интересов, арестованных, осужденных.

Прокуроры наделены особыми властно-распорядительными полномочиями: их постановления и требования подлежат исполнению органами и должностными лицами, которым они адресованы, независимо от того, были они обжалованы или нет. Однако эти требования распространяются только на прокурорские акты, по содержанию относящиеся к такому элементу предмета прокурорского надзора, который касается исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных. Закон определил также учреждения и органы, которые обязаны исполнять указанные акты прокурора: администрации мест содержания задержанных, следственных изоляторов, исправительных колоний, тюрем, воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений; органы, исполняющие приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Администрации учреждений и органов, исполняющих наказания и другие меры принудительного характера, могут обжаловать посановления и требования надзирающего прокурора вышестоящему прокурору. Однако это не приостанавливает исполнение постановлений и требований прокурора, поскольку они касаются исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных.

Прокурор правомочен также в случае, если компетентные органы и должностные лица не исполняют требования прокурора, после выяснения причин такого неисполнения вносить представление вышестоящему прокурору о принятии мер по отношению к конкретным должностным лицам через вышестоящий орган ФСИН России.

Неисполнение требований пркурора, вытекающих из его полномочий, является нарушением законности и в силу ст. 6 Закона о прокуратуре влечёт установленную законом ответственность. Неисполнение должностным лицом требований закона об устранении выявленных нарушений, их причин и условий, способствующих им, если это привело к существенному нарушению прав и законных интересов граждан либо охраняемых законом интересов общества и государства, рассматривается как преступная халатность, либо злоупотребление должностным положением, либо превышение должностных полномочий. В тех случаях, когда в действиях (бездействии) должностного лица отсутствуют признаки преступления, прокурор может возбудить против данного лица административное производство за невыполнение законных требований прокурора (ст.17,7 КоАП РФ).

Одним из основных принципов уголовно-исполнительного законодательства провозглашен принцип законности (ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), который, в частности, не допускает установления нормативными актами более низкого, чем закон, уровня ограничений прав осужденных, помимо тех, которые установлены законом. В настоящее время осужденные ограничены в правах только в том объеме, в каком это предусмотрено законом. Все остальные ограничения незаконны и подлежат безусловной отмене.

Важно отметить, что в Российской Федерации не только продекларирован названный принцип, но и выстроена система контроля за его соблюдением.

Наряду с судебным, ведомственным, общественным контролем за деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) по исполнению уголовных наказаний особая роль принадлежит органам прокуратуры.

Надзор за исполнением законов администрацией пенитенциарных учреждений является самостоятельным направлением деятельности прокуратуры, для реализации которой созданы и функционируют соответствующие службы. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации это управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, в прокуратурах субъектов Российской Федерации - соответствующие отделы или специально выделенные для этой работы прокуроры. Имеются и специализированные прокуратуры, занимающиеся исключительно надзором за соблюдением законов в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях. Такая организация прокурорского надзора, образно говоря, не позволяет оставлять осужденного или лицо, содержащееся под стражей, один на один с администрацией исправительного учреждения или следственного изолятора, ставя между ними как бы независимого арбитра для разрешения в рамках закона конфликтных или спорных ситуаций. В целом по стране в сферу надзора за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства вовлечено около 700 прокурорских работников.

Уникальность прокуратуры как органа, осуществляющего надзор за соблюдением законов в учреждениях и органах УИС, заключается, во-первых, в том, что она является надведомственной, а значит, независимой организацией, подчиняющей свою деятельность исключительно закону и требующей в силу своей компетенции от других организаций, должностных лиц и граждан безусловного исполнения требований закона.

Во-вторых, прокуратура обладает широким спектром возможностей выявлять нарушения законности, в том числе посредством рассмотрения жалоб граждан, беспрепятственного посещения надзирающими прокурорами исправительных учреждений и следственных изоляторов, проведения документальных проверок деятельности администрации учреждений УИС, истребования необходимой информации, заслушивания объяснений.

Кроме того, прокуроры обладают властными полномочиями по отношению к поднадзорным учреждениям и организациям. Их требования об устранении выявленных нарушений законности обязательны для должностных лиц учреждений и органов УИС; при наличии оснований они вправе возбуждать административное производство в отношении должностных лиц, допустивших нарушения закона, а также направлять материалы в отношении их в следственные органы для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности.

Отличительной особенностью прокурорского надзора является также и то, что он позволяет оперативно восстанавливать нарушенные права заключенных. Многие нарушения устраняются непосредственно в процессе проверок пенитенциарных органов и учреждений, другие, отмеченные в специальных актах прокурорского реагирования - протестах и представлениях, соответственно в 10-дневный и 30-дневный сроки. При этом прокуроры не только выявляют нарушения и требуют их устранения, но также вскрывают причины таких нарушений, что создает условия для недопущения их впредь.

Прокурорский надзор является гарантом соблюдения требований закона на стадии исполнения наказаний в Российской Федерации, который в настоящее время рассматривается как одна из составных частей функции защиты конституционных прав и законных интересов лиц, находящихся в исправительных учреждениях и местах содержания под стражей, а также граждан, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы. Его активизация, которая наблюдается в последнее время, и жесткий контроль за устранением выявленных нарушений законности сегодня позитивно сказываются на обеспечении безусловного исполнения национального законодательства, международных договоров и обязательств, взятых Российской Федерацией в уголовно-исполнительной сфере.

Изменение уголовно-исполнительной политики в сторону ее гуманизации и демократизации предполагает выдвижение на передний план правозащитной функции прокуратуры, возрастание роли прокурорского надзора, решительный отход от типичных, повторяющихся из года в год недостатков в осуществлении надзора: проявление формализма, неиспользование в полном объеме предоставленных прокурорам законом властно-распорядительных полномочий, нетребовательность в вопросах устранения нарушений законности и привлечения к ответственности виновных должностных лиц, оставление без реагирования фактов несвоевременного рассмотрения представлений прокурора, отсутствие контроля за устранением администрацией пенитенциарных учреждений выявленных прокурором нарушений законности.

В своей деятельности прокуроры, осуществляющие надзорные функции в уголовно-исполнительной сфере, руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", другими законами, регламентирующими правоотношения в области уголовного принуждения, а также ведомственными нормативными правовыми актами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, основным из которых является Приказ от 16 января 2014 г. N 6 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

В соответствии с данным Приказом прокурорам необходимо при проверках состояния законности в указанных учреждениях особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным со стороны сотрудников УИС, необоснованного водворения в штрафные помещения, на обеспечение гуманных условий содержания.

Анализ состояния законности и практика прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей лиц в следственных изоляторах в 2015 году свидетельствуют о наличии в УИС многочисленных проблем с соблюдением гарантированных законом прав и интересов осужденных и заключенных под стражу.

По состоянию на 1 января 2016 г. в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (далее - СИЗО и ПФРСИ), содержалось более 117,7 тыс. человек (94% от лимитной емкости), в исправительных и лечебных учреждениях (далее - ИУ) отбывали наказание 527,3 тыс. человек (81% от вместимости), на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (далее - УИИ) состояли 268 тыс. человек.

Количество лиц, содержащихся в СИЗО и ПФРСИ, в истекшем году увеличилось незначительно, на 500 человек, в то же время в исправительных учреждениях число осужденных сократилось на 26,3 тыс., а в УИИ - более чем на 166 тыс. человек. На наполняемость учреждений и органов уголовно-исполнительной системы повлияло принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Постановления "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов". Указанная амнистия применена к 36208 осужденным к лишению свободы и к 98323 лицам, отбывающим наказание без изоляции от общества.

В 2015 году органами прокуратуры уделялось особое внимание обеспечению должного правопорядка в пенитенциарных учреждениях, а также защите конституционных прав граждан в местах принудительного содержания.

В этих целях прокурорами проведено 49,1 тыс. проверок (2014 г. - 48,1 тыс.), выявлено 174,6 тыс. нарушений закона (2014 г. - 184,2 тыс.), внесено 23,5 тыс. представлений об их устранении (2014 г. - 23,4 тыс.), по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 32,9 тыс. должностных лиц (2014 г. - 31,7 тыс.). На незаконные правовые акты принесено 6767 протестов (2014 г. - 6873). По постановлениям прокуроров возбуждено 1,5 тыс. производств об административных правонарушениях (2014 г. - 1,5 тыс.), с целью восстановления нарушенных прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, направлен в суд 1341 иск (2014 г. - 1319).

Органами прокуратуры в 2015 году восстановлены нарушенные права в отношении более 100 тыс. граждан, находящихся в местах лишения свободы, в том числе на охрану здоровья, улучшение коммунально-бытовых условий, обеспечение безопасности при содержании под стражей и отбывании уголовных наказаний.

Надо отметить, что работа управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний в последние годы активизировалась. В отличие от предыдущих лет каждая наша проверка и обобщение (анализ) в 2015 году оканчивались внесением актов прокурорского реагирования. Во многом этому способствовало повышение требований со стороны руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Особое внимание нами уделялось важнейшим направлениям надзора: соблюдению прав и свобод заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы; исполнению требований закона о режиме содержания, материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении, трудоиспользовании осужденных, исполнению законов в отношении осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

В соответствии с распределением обязанностей работниками управления осуществлялся контроль за работой прокуратур субъектов Российской Федерации, анализировались и обобщались материалы о состоянии законности и прокурорского надзора, в том числе по закрепленным предметам, проводились проверки поднадзорных органов и учреждений, в том числе центрального аппарата ФСИН России, принималось участие в разработке законопроектов и предложений по совершенствованию организации работы и повышению эффективности надзора, рассматривались и разрешались обращения граждан, в том числе государственных и общественных деятелей.

Всего работниками управления в 2015 году осуществлены 74 проверки учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в ходе которых выявлено более 1,1 тыс. нарушений закона. На личном приеме принято свыше 500 лиц, содержащихся в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.

По итогам проверок в управлении подготовлено и за подписью руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации направлено прокурорам субъектов Российской Федерации 9 информационных писем, в Минюст России и другие министерства и ведомства - 10, министру юстиции Российской Федерации и директору ФСИН России внесено 17 представлений, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности свыше 400 должностных лиц УИС.

Управлением на постоянной основе анализируются вступившие в силу постановления Европейского суда по правам человека, которыми констатировано нарушение ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации. По итогам этой работы прокурорам субъектов Российской Федерации систематически направляются информационные письма.

Особое значение нами придается взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями (ОНК), в становлении и развитии которых органы прокуратуры оказали существенную помощь. Мы ориентируем прокурорских работников на местах практиковать обмен информацией, совместные совещания, проверки, оказывать членам ОНК необходимую правовую, методическую и практическую помощь.

Работники управления активно принимают участие в проводимых Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации мероприятиях по обсуждению вопросов, связанных с совершенствованием законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний.

Деятельность прокуратуры в прошлом году способствовала укреплению законности и правопорядка в органах и учреждениях УИС.

Вместе с тем в исправительных учреждениях по-прежнему имеются серьезные проблемы, негативно влияющие на выполнение задач и целей уголовного принуждения.

Прокурорами выявляется значительное количество нарушений закона в сферах материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных и заключенных под стражу, их охраны и изоляции, трудоиспользования осужденных, обеспечения безопасности.

Одним из направлений по решению указанных выше проблем видится повышение эффективности ведомственного контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений со стороны территориальных и центрального органа УИС. Представляется, что необходимо повысить также персональную ответственность должностных лиц, курирующих те направления деятельности, где выявляются нарушения закона. С этой целью мы будем требовать от прокуроров субъектов Российской Федерации регулярно проводить проверки исполнения требований закона об осуществлении ведомственного контроля в территориальных органах УИС.

Кроме того, работники управления ориентируют надзирающих прокуроров систематически проводить в учреждениях и органах УИС внезапные контрольные проверки с целью установления жесткого контроля за фактическим устранением ранее выявленных нарушений закона.

Надзорная деятельность прокуратуры в органах и учреждениях УИС должна быть направлена на безусловное соблюдение прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу уголовного принуждения.

    НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

    В.А. ПОНЕВЕЖСКИЙ

    Охрана прав, свобод и законных интересов человека - это приоритетная задача государства. Лица, содержащиеся под стражей, так же как и другие граждане, обладают комплексом конституционных прав. Уголовно-исполнительный кодекс гарантирует осужденным законность средств их исправления, личную безопасность при исполнении наказаний.
    Однако, учитывая социальные, экономические и психологические факторы, именно в этой сфере особенно велик риск злоупотреблений. Российская пенитенциарная система испытывает трудности, о чем неоднократно в своих ежегодных докладах упоминал Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Поэтому надзор за исполнением требований действующего законодательства учреждениями, исполняющими наказание, и их должностными лицами - важнейшее направление в работе органов прокуратуры. Следует отметить, что для обеспечения режима законности в уголовно-исполнительной системе необходимо проверять соблюдение норм различных отраслей права: административного, трудового, социального обеспечения, жилищного, финансового и других, так как выявляемые нарушения производны друг от друга. Например, игнорирование санитарных правил ставит под угрозу здоровье не только осужденных, но и сотрудников исправительных учреждений.
    Органами прокуратуры Республики Коми в рамках надзора за исполнением законодательства ГУФСИН России по Республике Коми и подведомственных ему учреждениях за 2009 - 2010 гг. проведено более 1500 проверок, по результатам которых внесено 740 представлений, принесено 360 протестов, 46 должностных и юридических лиц уголовно-исполнительной системы привлечено к административной ответственности, 862 лица - к дисциплинарной.
    Статистика показывает, что количество выявляемых прокурорами нарушений в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы республики в сравнении с предыдущими годами увеличивается, что в первую очередь связано с отсутствием надлежащего ведомственного контроля со стороны руководства ГУФСИН по Республике Коми и усилением роли прокуратуры в обеспечении правопорядка, прав и законных интересов граждан при исполнении уголовных наказаний.
    В рамках осуществления надзорной деятельности прокуратура республики особое внимание уделяет вопросу противодействия коррупции в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы по Республике Коми. В связи с этим в течение двух прошлых лет прокуроры неоднократно проводили проверки по вопросам привлечения к труду осужденных в интересах сотрудников исправительных учреждений, использования федеральной собственности, в ходе которых устанавливались многочисленные нарушения закона.
    Так, сотрудница одной из исправительных колоний М., превышая свои должностные полномочия, в нарушение требований ч. 1 ст. 103 УИК в сентябре 2009 г. потребовала от осужденных провести работы по откачке воды из ее личного погреба. Действуя по ее указанию, двое осужденных производили откачку воды с использованием бензопомпы с нарушением правил техники безопасности, в результате чего получили отравление дыхательных путей и скончались. Согласованные действия органов прокуратуры республики, следственных органов и оперативных служб позволили собрать доказательства вины, зафиксировать следы преступления. Суд признал сотрудницу колонии виновной по п. "в" ч. 3 ст. 286 УК и приговорил ее к 5 годам лишения свободы.
    В связи с выявленными массовыми нарушениями и непринятием руководителем ГУФСИН по Республике Коми адекватных мер к их устранению прокуратура Республики Коми направила в Генеральную прокуратуру РФ соответствующую информацию и проект представления. По результатам их рассмотрения Генпрокуратура внесла в адрес директора Федеральной службы исполнения наказаний России представление об устранении нарушений закона. Руководитель ГУФСИН по Республике Коми уволен со службы.
    По факту незаконной передачи руководителем управления по конвоированию С. в аренду государственного имущества коммерческой фирме прокуратура республики в январе 2010 г. провела проверку, по результатам которой материалы направлены в следственные органы. Незаконными действиями указанного должностного лица бюджету Российской Федерации был причинен материальный ущерб на сумму более 2,6 млн. руб. Приговором Сыктывкарского городского суда С. осужден по ч. 1 ст. 286 УК.
    По материалам прокурорской проверки в отношении начальника ФБУ "Объединение исправительных колоний-33" М. в прошлом году возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК. Установлено, что фигурант дела получил денежные средства от коммерческой организации за заключение договора поставки оборудования на сумму 150 тыс. руб. При этом после перечисления предприятием денежных средств директор фирмы передал М. разницу в стоимости оборудования в размере 50 тыс. руб. Приговором Сыктывкарского городского суда М. осужден по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 160 УК.
    В некоторых исправительных колониях не соблюдались правила охраны труда при привлечении осужденных к труду, допускались нарушения, связанные с непроведением аттестации рабочих мест, трудоустройством осужденных на работу без документов, подтверждающих наличие специальности, использованием оборудования с нарушением установленных правил безопасности, невыдачей специальной одежды и средств индивидуальной защиты. Прокуратура своевременно реагировала на нарушения - виновные должностные и юридические лица привлечены к административной ответственности.
    В 2010 г. прокуроры, надзирающие за соблюдением законов в исправительных учреждениях республики, активизировали работу по надзору за исполнением учреждениями уголовно-исполнительной системы требований ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
    В ходе проверок прокуроры выявили многочисленные нарушения порядка размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в этих учреждениях.
    С целью устранения выявленных нарушений закона и привлечения виновных лиц к ответственности специализированные прокуроры республики внесли 3 представления, возбудили 7 производств об административных правонарушениях по ч. 6 ст. 7.30, ч. 2 ст. 7.31.1 КоАП в отношении должностных лиц ГУФСИН по Республике Коми.
    Кроме того, при проведении надзорных мероприятий в некоторых учреждениях уголовно-исполнительной системы обнаруживались грубые нарушения правил пожарной безопасности. Предписания органов государственного пожарного надзора и представления прокурора относительно исправления недостатков не всегда выполнялись в срок. Поэтому наиболее эффективным средством к устранению нарушений стало обращение прокуроров в суд с требованием обязать соответствующие учреждения устранить нарушения ФЗ от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности". В 2009 - 2010 гг. прокуроры предъявили 10 исковых заявлений этой категории, которые судами удовлетворены в полном объеме.
    Приказом Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" деятельность прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ограничена кругом вопросов, относящихся к исполнению и отбыванию наказания и содержанию лиц под стражей.
    Однако анализ надзорной деятельности показывает, что для большей эффективности работы к компетенции специализированных прокуроров было бы целесообразно отнести осуществление надзора в целом за исполнением федерального законодательства в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы (это и вопросы противодействия коррупции, соблюдения порядка прохождения государственной службы, трудовых, социальных прав сотрудников и иных работников поднадзорных учреждений уголовно-исполнительной системы, порядка использования государственной собственности и др.) Это позволит осуществить эффективный и комплексный подход к обеспечению законности администрациями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, прав и законных интересов лиц, отбывающих наказания и содержащихся под стражей, персонала указанных учреждений, охраняемых законом интересов общества и государства.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • ПОЛНОМОЧИЯ
  • ПРОКУРОР
  • ПРОКУРАТУРА
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В данной статье рассматриваются полномочия прокурора в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за соблюдением законности в СИЗО.

  • Личность осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы: теоретико-прикладной аспект
  • Виктимологические аспекты женской преступности: постановка проблемы
  • Проблема прокурорского надзора за предварительным следствием
  • Избирательная комиссия как субъект административной ответственности

Прокурорский надзор это специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, которая реализуется от имени Российской Федерации, заключающаяся в проверке точности соблюдения Конституции РФ, исполнения законов, которые действуют на территории государства.

Одним из направлений деятельности прокуратуры, согласно ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», является осуществление функции надзора за соблюдением законов администрациями учреждений и органов, которые исполняют наказания и применяют назначенные судом меры принудительного характера задержанных в отношении задержанных, также лиц, заключенных под стражу.

Прокурорский надзор в рассматриваемой сфере заключается не только в обеспечении предусмотренных законодательством России прав осужденных, лиц подвергнутых принудительным мерам медицинского характера, задержанных и арестованных, но и требований защиты прав человека в сфере пенитенциарной политики, содержащихся в международных правовых актах.

Важность прокурорского надзора за исполнением законов администрацией следственных изоляторов (далее СИЗО) определена, прежде всего, тем, что их деятельность основана на необходимости в определенных ограничениях прав граждан (в том числе личной неприкосновенности и свободы передвижения и др.).

Возможностей отстаивания своих прав, у лиц, содержащихся под стражей гораздо меньше, чем у лиц, которые находятся на свободе, а возможность нарушения прав данной категории граждан со стороны сотрудников СИЗО, наоборот выше. В связи с этим, прокурорский надзор в таких случаях является действенной гарантией обоснованности и законности ограничения прав лиц, находящихся в следственных изоляторах.

Сутью данного направления деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением законности деятельности администраций СИЗО, по исполнению соответствующих решений органов и должностных лиц уголовного судопроизводства.

Администрация СИЗО должна выполнять требования и постановления прокурора, по вопросам соблюдения правил порядка содержания под стражей и отбывания наказания, которые предусмотрены уголовно-исполнительным законодательством и ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Правовой статус лиц, которые содержатся в СИЗО, определён в ст.36 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и в Уголовно исполнительном кодексе РФ (далее УИК РФ).

Согласно ч.1 ст.10 УИК РФ, государство охраняет и уважает права, свободы и законные интересы осужденных, а также обеспечивает личную защиту и правовую безопасность законность при применении средств исправления, а также при исполнении наказаний.

Прокуроры во время проведения проверок законности в следственных изоляторах, обязаны обращать особое внимание на факты произвола, унижения человеческого достоинства, необоснованного применения мер дисциплинарного характера, жестокого обращения со стороны сотрудников СИЗО, а также на обеспечение гуманных условий содержания, и соответствующих минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Считаем весьма важным изучение прокурорами практики реализации в СИЗО социальных прав, пребывающих там граждан, таких как право на образование, общение с родственниками и т.д.

Прокуроры во время проверки состояния законности в СИЗО обязаны обращать внимание на соблюдение законности применения специальных средств, газового и огнестрельного оружия, а также применения физической силы сотрудниками СИЗО и иными сотрудниками правоохран6ительных органов, которые привлекаются для обеспечения правопорядка в соответствии с ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и иными нормативными правовыми актами.

Применение специальных средств относится к числу крайних мер, не соблюдение которых является грубым нарушением. Также, строго ограничено и применение огнестрельного оружия. В случае применения оружия сотрудником, администрация СИЗО немедленно обязана, уведомить надзирающего прокурора. После чего он проверяет законность и обоснованность применения оружия (проводя ознакомление с материалами и заключениями служебного расследования, которое обычно проводят сотрудники территориального органа уголовно-исполнительной системы).

Повышенное внимание прокурор уделяет подразделениями специального назначения, созданных при региональных управлениях ФСИН, главной функцией которых является обеспечение порядка в СИЗО и исправительных учреждениях. Прокурор следит за тем, чтобы деятельность данных подразделений проходила в рамках законов.

В соответствии со статьей 17 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», обвиняемые и подозреваемые имеют право на личную безопасность даже в местах заключения под стражей. При какой-либо угрозе, сотрудники мест содержания под стражей должны немедленно принять меры по обеспечению безопасности такого лица. Вопросы личной безопасности лиц, содержащихся под стражей, также входят в контрольную функцию надзирающего прокурора.

При проверке следственных изоляторов, выявляются различные нарушения закона (в том числе и по медико-санитарному и бытовому обеспечению подозреваемых). Следует отметить, что данные нарушения законодательства, носят систематический характер, что подтверждает проведенный анализ ежегодных докладов Генерального прокурора РФ. Кроме этого, в сотрудники СИЗО также часто нарушают законность, незаконно применяя к обвиняемым и подозреваемым специальные средства, неправомерно налагая на них дисциплинарные взыскания и т.д.

Конечно, нарушения законности могут быть выявлены в процессе судебного или ведомственного контроля, но стоит отметить, что преимуществом прокурорского надзора является в его независимости от государственных органов власти. Например, надзорные функции суда реализуются только по инициативе заинтересованных лиц, по мере того, как поступают соответствующие материалы. Надзорная же функция прокурора отличается оперативностью, которая не нуждается в особой процедуре, обязательной для судопроизводства. Прокурор при необходимости может провести проверку внезапно, без предупреждения сотрудников СИЗО, для того, чтобы они не успели скрыть свои нарушения. Кроме этого, определены жёсткие сроки изучения органами прокуратуры писем, в которых указываются нарушения законности.

Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности, возможен в тех местах, где невозможен судебный контроль. Кроме этого, особенности форм реализации надзорных полномочий наделяют прокуратуру возможностью проводить проверки, как по обращениям граждан, так и по собственной инициативе.

Полноценная реализация Прокуратурой своих полномочий, вкупе с внутриведомственным, общественным и судебным контролем, способна обеспечить соблюдение законности в деятельности СИЗО уголовно-исполнительной системы России.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 15.11.2016).
  3. Федеральный закон от 17 января 1992 N 2202-1 (ред. от 19.12.2016) «О прокуратуре Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
  5. Абхалимов В.И., Булычев Е.Н.. 2016. Т. 3. № 55. С. 227-232.
  6. Булычев Е.Н. Принцип допустимости необходимых ограничений прав человека и Конституция Российской Федерации / Правовое государство: теория и практика. 2015. № 1 (39). С. 84-88.
  7. Булычев Е.Н. Принцип равенства и право задержанного по подозрению в совершении преступления на телефонный разговор / Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: Материалы VI международной научно-практической конференции. Евразийский научно-исследовательский институт проблем права. 2016. С. 238-241.
  8. Воронин О.В. О современной сущности прокурорского надзора / Вестник Томского Государственного Университета. Право. 2015.№6.

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствии со ст. 22 УИК РФ осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. Более детальная регламентация прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний содержатся в Федеральном законе «О прокуратуре РФ».

В вопросах организации и осуществления прокурорского надзора важное место занимает то положение закона (п. «б» части 1. ст. 24 УИК РФ.) соответствии с которым, при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации;

2) прокуроры субъектов Российской Федерации и подчинённые им прокуроры;

3) прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях. Выделение в штатах прокуратуры специальных прокуроров, надзирающих за уголовно-исполнительной системой (специализация) продиктовано необходимостью более тщательного надзора за соблюдением законности при исполнении уголовных наказаний, чем, наряду с другими доводами, подтверждается важность этой сферы государственной деятельности.

В рамках единого прокурорского надзора выделяются его отрасли, среди которых важное место занимают:

1) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных;

2) в местах предварительного заключения под стражу;

3) надзор за соблюдением законности при исполнении уголовных наказаний;

4) надзор за законностью при применении иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Не менее важным является вопрос об определение полномочий прокурора в осуществлении надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. В соответствии с требованиями ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Генеральный прокурор РФ, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор на данной территории, имеют право посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания.

В процессе личных посещений прокурор:

1) непосредственно знакомится с деятельностью администрации;

2) проверяет документы, на основании которых осужденные лишены свободы;

3) знакомится с документами на осужденных, оперативными материалами, проводит личный прием осужденных;

4) рассматривает поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки, принимает необходимые меры и сообщает о своем решении лицам, их подавшим. Предложения, жалобы и заявления осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат;


5) проверяет на предмет соответствия законодательству приказы, постановления, распоряжения, издаваемы руководителями исправительных учреждений. Отменяет незаконно наложенные дисциплинарные взыскания.

Формой реагирования прокурора на предупреждение нарушений законности является санкционирование некоторых действий, исходящих от должностных лиц. Так, санкции прокурора необходимы при решении вопросов:

1) о введении режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК РФ);

2) о задержании осужденного, уклоняющегося от получения предписания о выезде к месту отбывания ограничения свободы (ч. 2 ст. 48 УИК РФ);

3) о задержании осужденного, уклоняющегося от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение (ч. 11 ст. 97 УИК РФ).

5) об оставление осужденных, достигших 18-летнего возраста, в воспитательной колонии (ч. 3 ст. 139 УИК РФ) и др.

Формой процессуального прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности является представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Должностные лица обязаны безотлагательно рассмотреть факты, изложенные в представлении и принять меры к немедленному устранению нарушений.

Самостоятельным средством реагирования прокурора на нарушение законности является принесение протеста. Протест приносится прокурором в адрес должностных лиц, персонально издавшим несоответствующие закону приказы, распоряжения или постановления. Протест подлежит обязательному рассмотрению не раньше чем в десятидневный срок с момента его поступления.

Должностные лица учреждений и органов, исполняющих наказания, обязаны приостанавливать действие опротестованного документа.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.